Аутизм - нейропсихическое нарушение развития, основными определяющими особенностями которого являются нарушения социализации, вербальной и невербальной коммуникации, повторяющееся (стереотипное) поведение, ограничение интересов и деятельности и в большинстве случаев отставание умственного развития.

 

Распространенность РАС составляет, по разным данным, от 7,5 случаев на 10 тыс. детей. С 60-х годов она увеличилась в 10 раз.

В большинстве случаев диагноз ставится после 3 лет (в среднем в 6 лет). Лишь 10% детей - при первом обращении. При этом установить характерные отклонения в развитии воз можно уже в 1,5-2 года. Между тем, выявление детей с аутиз мом и раннее интенсивное вмешательство приводит к лучшим результатам у большинства пациентов.

 

Этиология расстройств аутистического спектра

 

Этиология РАС до конца не изучена и не определена. В большинстве случаев речь идет о сочетании факторов, то есть о полиэтиологичности. 

 

В возникновении у детей РАС имеют значение следующие факторы:

 

·      наследственность: риск рождения второго ребенка с аутизмом от 10 до 20%; случаи РАС у однояйцовых близнецов, обусловленные высоким (86%) уровнем конкордантности при когнитивных расстройствах (включая аутистические);

·      генетические нарушения;

·      перинатальные факторы:

·      прием антидепрессантов во время беременности, особенно в первые 3 месяца;

·      дефицит питательных веществ на ранних сроках беременности, особенно недостаточное количество фолиевой кислоты;

·      возраст матери (дети, рожденные от пожилых отцов также имеют более высокий риск аутизма);

·      осложнения при или вскоре после рождения, в том числе очень низкий вес при рождении и неонатальная анемия;

·      материнские инфекции во время беременности;

·      воздействие химических загрязнителей, таких как металлы и пестициды, во время беременности;

·      постнатальные вредности;

·      органическое повреждение. У 7—14% пациентов с РАС наблюдаются эпилептические изменения на ЭЭГ, припадки.

 

Диагностические критерии РАС

 

1.         Качественное нарушение социального взаимодействия (по меньшей мере 2 признака):

·      недостаток использования невербального поведения, такого как взгляд, выражение лица, позы и жесты;

·      неспособность вступать в отношения со сверстниками, соответствующие возрасту7;

·      отсутствие потребности разделить радость, интересы или достижения с другими людьми (например, не показывает предметы, представляющие интерес для других людей);

·      отсутствие социальной или эмоциональной отзывчивости, взаимности (нет реципрокных отношений).

2.         Качественное нарушение в коммуникации (по крайней мере 1 из следующих признаков):

·      задержка развития или полное отсутствие разговорного языка без попыток компенсации с помощью альтернативных способов общения, таких как жесты или мимика:

·      неспособность инициировать или поддерживать разговор с другими при наличии адекватной речи;

·      стереотипное и повторное использование речи или своеобразная речь;

·      отсутствие спонтанной имитационной игры или социального подражания.

3.         Повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности, о чем свидетельствует хотя бы 1 из следующих симптомов:

·      охваченность одним или несколькими стереотипными видами деятельности, необычными по интенсивности или содержанию;

·      компульсивное выполнение определенных, нефункциональных действий или ритуалов;

·      стереотипы и повторяющиеся вычурные движения (на-пример, руками или пальцами, хлопанье или скручивание) или сложные телодвижения;

·      постоянная поглощенность частями каких-либо объектов.

4.         В возрасте от 0 до 3 лет задержки в развитии или ненормальное функционирование по крайней мере в одной из следующих сфер:

·      социальном взаимодействии;

·      речи, используемой в социальной коммуникации;

·      символических или воображаемых играх.

О лечении аутизма можно узнать на  https://www.autism-mmc.ru/testimonial/ 

Источник:

Портнова А.А., Милехина А.В., Насруллаев Ф.С., Серебровская О.В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста: Методические рекомендации. - М.: ФГБУ “ФМИЦПН им. В.П. Сербского” Минздрава России. 

Возврат к списку