Ни для кого не секрет, что фундамент личности человека закладывается именно в детстве. В детском возрасте люди особенно восприимчивы к окружающей среде, их психика хрупка и податлива.

Первые годы жизни ребенок нарабатывает опыт взаимодействия с окружающим миром, на который будет подсознательно опираться всю остальную жизнь. И процесс этого познания происходит через призму семьи.

Семья – это первая общественная среда ребенка. Следовательно, результат контакта с ней отражается на последующем поведении в социуме. Роль родителей в формировании психики ребенка

Для ребенка поведение родителей является основным примером построения общества. Ребенок перенимает и фиксирует эту модель взаимоотношений между людьми.

Именно поэтому нездоровая, конфликтная атмосфера в семье сильно отражается на его психическом здоровье. Значение имеет не только отношение родителей к ребенку, но и взаимоотношения супругов между собой.

Очевидным является влияние резко негативных факторов, таких как: открытые конфликты между супругами, развод и др. Однако существуют скрытые семейные проблемы, которые влияют на детей с не меньшей силой.

Определить их как причину психологических проблем ребенка бывает куда сложнее. Нередко супруги, внешне дружные и заботящиеся о своем ребенке, наносят ему серьезный вред. Основные ошибки в поведении родителей

Безусловно, каждый случай уникален. Взаимоотношения в каждой семье это сложный и неповторимый комплекс факторов и поведенческих особенностей.

Семья

Однако можно выделить основные неблагоприятные ситуации:

  • неопределенный конфликт, вызывающий чувство вины у ребенка;
  • реализация на ребенке скрытого раздражения;
  • отторжение супруга через ребенка;
  • вовлечение ребенка в конфликт как союзника одной из сторон.

Первая ситуация базируется на том, что ребенок подсознательно видит себя причиной конфликтов, которые не может понять. Как правило, истинные причины остаются для него неизвестными.

Однако нарастающее напряжение он чувствует даже без открытого спора. Из-за напряженности ситуации ребенок ощущает постоянный психологический дискомфорт.

Вторая ситуация часто складывается в семьях, где один из супругов берет на себя тоталитарную роль. Постоянное давление может выражаться не только в открыто-агрессивной форме. Это могут быть упреки или замечания в сторону другого супруга. Тот же, в свою очередь, не дает выход своим негативным эмоциям, чтобы не разжигать открытый конфликт. 

Однако раздражение супруга, терпящего постоянное давление, не исчезает само собой. Зачастую ребенок в такой семье играет роль громоотвода. Более слабый родитель неосознанно выплескивает на него свое раздражение. Ведь с ребенком не может возникнуть конфликта, которого супруг так боится. В семье с подобными проблемами у детей наблюдаются повышенная агрессивность и замкнутость.

Проблематика следующей ситуации заключается в подсознательном недовольстве одного из родителей своим супругом. Дети часто перенимает поведенческие особенности родителя того же пола. Это норма в процессе осознания свой половой принадлежности и роли полов в семье. Ребенок ассоциирует себя с уже взрослым представителем своего пола, который имеет для него бесспорный авторитет. 

Второй родитель при этом, из-за подсознательного недовольства своим супругом, находит многие его черты раздражительными. Замечая столь ненавистные черты в ребенке, он старается всячески их искоренить. Однако такие действия могут привести к появлению у ребенка внутренних конфликтов.

Четвертая модель подразумевает разделение семьи на враждующие лагеря. При наличии открытого конфликта между супругами, более слабый пытается заручиться поддержкой ребенка, как доказательством собственной правоты.

Конфликт между родителями

По средствам уговоров и внушений это, безусловно, может получиться. Так как ребенок воспринимает мир достаточно упрощенно и во многом доверяет мнению родителей. 

Однако модель семьи, при которой один из родителей становится объектом беспричинной злости, нарушает здоровое восприятие ребенком семейных отношений и взаимоотношений полов в целом. Последствия семейных конфликтов

Незначительные, на первый взгляд, нюансы могут послужить причиной серьезных психологических и эмоциональных нарушений в последующей взрослой жизни ребенка. 

Как последствие подобных факторов у детей могут развиваться проблемы психологического характера:

  • нервозы и тики;
  • депрессия и невритические расстройства;
  • чрезмерная агрессивность и восприимчивость, повышенное чувство вины;
  • нарушения в половом самосознании и проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом;
  • различные внутренние конфликты и неопределенности.

При неблагоприятной эмоциональной обстановке и постоянном психологическом дискомфорте у ребенка могут появиться даже такие серьезные заболевания как шизофрения, эпилепсия и психоз. Подобные нарушения в детском возрасте проявляются иначе, что затрудняет их распознание. 

Симптомы носят скрытый характер и выражаются в косвенных признаках. Психоз, к примеру, в детском возрасте не сопровождается галлюцинациями как у взрослого. Более распространенными признаками являются: подавленность, необоснованные страхи, замкнутость и односторонность интересов.

Эмоциональная обстановка в семье может оставить серьезный отпечаток на детской психике. Истинный источник проблем или нарушений у детей кроется в конфликте родителей. Зачастую после его решения уходят и проблемы ребенка, который лишь отражает свою семью в данной ситуации. 

Такое положение дел обязывает родителей с большей ответственностью подходить к своему поведению. Им стоит уделять больше внимания внутренней семейной атмосфере и при необходимости обращаться к семейному психологу.

Возврат к списку