По мнению психологов, самый тревожный период у ребенка – это младший школьный возраст (7-11 лет). В это время жизнь ребенка переполнена страхами. Школьник всеми силами пытается оправдать ожидания родителей, быть хорошим учеником, заслужить уважение и достичь понимания со стороны окружающих.

Причин тревожности существует огромное количество. На первое место тут выходит сложные взаимоотношения между родителями. Если папа и мама часто ссорятся, орут, ругаются, то ребенок начинает испытывать тревогу по малейшему поводу.

В дальнейшем это может стать причиной появления различных иррациональных страхов и психических расстройств. Поэтому так важно сохранять дружелюбные отношение между всеми членами семьи. Ребенку прежде всего нужны спокойствие и любовь со стороны родителей.

Из-за противоречивых отношений со стороны взрослых также может развиваться тревожность. Например, мама не видит ничего страшного из-за невыученного урока, учитель же может сделать из этого трагедию.

Завышенные требования и ожидания в отношении ребенка – благодатная почва для развития беспокойства, страхов и низкой самооценки. Почему-то многие мамы хотят, чтобы их ребенок был самый лучший во всем и всеми силами добиваются отличных отметок по всем предметам, игнорируя интересы и способности самого ребенка.

Завышенные ожидания

Негативные требования, постоянные сравнения, авторитарный стиль воспитания в семье и в школе – еще одна причина развития тревожности. Например, учитель требует рассказать, кто разбил окно, иначе сообщит о его плохом поведении родителям. Такое отношение унижает ребенка и ставит его в зависимое положение.

В последнее время наблюдается рост тревожности у детей, в семьях которых трудное материальное положение. Частые разговоры о недостатке денег, неудовлетворенность нынешним положением дел, страх и беспокойство за будущее семьи откладывают отпечаток на сознание ребенка.

Тревожность часто приводит к чрезмерным беспокойствам и сильным страхам. Такие дети боятся не столько события, а предчувствия этого события. Они опасаются играть в новые игры, заводить знакомства, отвечать на уроках и пр. У тревожных детей завышенные требования к себе. У них, как правило, низкая самооценка, они сильно критикуют себя и страдают от этого, постоянно сравнивают себя с кем-то.

Часто страхи и беспокойство выражаются на физиологическом уровне. У таких детей появляются проблемы со здоровьем:

  • частые головокружения;
  • боли в животе;
  • спазмы в горле;
  • затрудненное дыхание;
  • частые головные боли.

Чтобы снять чувство тревожности, родителям внимательнее следует относиться к ребенку и его проблемам. Не смеяться над его страхами, а вместе с ним установить причину того или иного страха.

Нужно сократить число требований, уменьшить ожидания и не делать (по возможности) замечаний в адрес ребенка. Больше надо одобрять и поощрять все его действия.

Детям с повышенной тревожностью нельзя угрожать, с ними можно только договариваться и спокойно беседовать. Проявлять свое недовольство поведением ребенка нужно очень осторожно.

Родителям чаще следует говорить своим малышам, как они их сильно любят. И любовь эта не должна зависеть, сделал ребенок что-то правильно или нет. Нужно чаще его хвалить при других детях, обращаться к нему только по имени.

Важно, чтобы в семье царил благоприятный психологический климат, доверительные отношения между родителями и ребенком, тогда напряжение и страхи постепенно будут исчезать.

Отдых на природе

Необходимо проводить совместные праздники, прогулки, отдых на природе, чтобы ребенок как можно дольше находился в непринужденной обстановке.

Снятие тревожности – ежедневная целенаправленная работа, требующая самоотдачи как от родителей, так и от педагогов-психологов.

Возврат к списку