ОБУЧЕНИЕ КОМАНДНОЙ И ГРУППОВОЙ СУПЕРВИЗИИ

ОБУЧЕНИЕ КОМАНДНОЙ И ГРУППОВОЙ СУПЕРВИЗИИ

Этот курс предназначен для тех, кто проводит супервизию в командах и группах. Подобный курс также будет полезен для опытных лидеров групп и для ведущих групп, понимающих, что они должны не только проводить обучение в группе, но и осуществлять групповое консультирование.
Важно, что все участники этого курса уже являются опытными супервизорами. Если это не так, они должны вначале пройти базовый курс по супервизии.
Как и в основном курсе, целесообразно начать с обзора знаний, навыков и способностей участников курса, а затем выяснить, чему им необходимо научиться в ходе этого курса. Этот процесс важен еще и потому, что для обучаемых он представляет собой модель достижения договоренностей по рабочему контракту с группой или командой.
Затем в ходе курса необходимо исследовать разницу между индивидуальной и групповой супервизией и побудить участников рассказать о своих трудностях, возникающих в работе с группой. В главах 9 и 10 описаны принципы представления некоторых тем, характерных для супервизии в группах и командах. Кроме того, курс должен включать основы групповой динамики, стадий развития группы и теорию развития команд.
В главе 10 представлены некоторые модели и техники, при помощи которых мы обучаем групповых супервизоров и которые они могут использовать как в супервизии команд, так и для исследования собственной работы на курсе. Участники курса могут активно привлекать друг друга к участию в динамике своей супервизируемой команды, используя их как слепок этой команды. Затем они «оживляют» этот слепок, и другие участники курса могут попробовать провести учебную супервизию в такой группе (описание скульптуры группы см. в главе 10).
Другая стратегия обучения навыкам групповой супервизии состоит в следующем:
1.    Группа делится на две части, А и В.
2.    Группам отводится время, в течение которого они отдельно исследуют свою потребность в обучении.
3.    Группа Л выдвигает из своих рядов консультанта и наблюдателя для группы В. Группа В делает то же самое для группы А.
4.    Далее, по истечении намеченного времени, консультанты и наблюдатели возвращаются в свою группу и обсуждают опыт консультанта, опыт наблюдателя и опыт членов группы, которые получали консультацию.
5.    Упражнение завершается структурированной обратной связью от группы для вернувшегося консультанта.
Это упражнение повторяется по кругу, пока каждый из участников не побывает в каждой роли.
Когда это возможно, обучающий курс перемежают практическими занятиями, чтобы каждый участник мог исследовать свои новые возможности, а затем вернуться на курс, обогатившись новым опытом, и поделиться им с другими участниками группы.

ОБУЧЕНИЕ СУПЕРВИЗИИ ТЕРАПЕВТОВ

Этот курс предназначен для тех, кто осуществляет супервизию консультантов, психотерапевтов и других специалистов, проводящих терапию; он предполагает, что участники усвоили знания, навыки и техники основного курса по супервизии. Если нет, то элементы последнего необходимо включить в этот курс.
Данный курс должен быть углублен в части понимания способов работы с взаимосвязанными психодинамическими процессами терапевтических отношений и отношений в супервизии. Здесь мы используем свою семимерную модель супервизии (см. главу 6), а также серию специально разработанных упражнений, направленных на тренинг супервизоров по каждому из семи измерений, и упражнения для интегрирования этих измерений в собственный стиль (CSTD, 1999).
Этот курс должен обращаться и к модели развития (см. главу 5), и к изменениям, которые должен претерпеть супервизорский стиль, чтобы приспособиться к соответствующей стадии развития супервизируемого и отношений в супервизии.

ОБУЧЕНИЕ ОПЫТНЫХ СУПЕРВИЗОРОВ

Такой курс может предназначаться для старшего персонала организации (например, помощников старшего инспектора или консультирующих психиатров и так далее) или для внутренних и внешних специалистов по организационному консультированию. Этот курс также адресован тем, кто хочет совершенствоваться в своей практике супервизии.
И снова знания, навыки и техники участников этого курса должны соответствовать требованиям основных курсов. Наш собственный многолетний опыт проведения таких курсов подсказывает, что главный фокус должен приходиться на построение для супервизоров обучающего пространства, чтобы они могли вернуться к знаниям и навыкам, полученным на более ранних этапах обучения, в свете приобретенного опыта применения этих навыков в своей работе. Это означает, что данный курс должен быть менее структурированным и должен предоставлять больше свободы студентам, нежели предыдущие курсы, кроме того, в процессе обучения супервизоры имеют массу возможностей для разбора трудных случаев из своей практики.
Мы находим, что на этой стадии работы с супервизорами полезно вносить еще и другие дополнения, которые включают в себя:
•    Углубленную работу с видеозаписями супервизорских сессий, сделанными либо в ходе работы супервизора, либо прямо на курсе.
•    Использование техник восстановления интерперсонального процесса (Kagan, 1980; CSTD, 1999) с целью детального анализа записанной или реальной сессии.
•    Семинар по обсуждению случаев этических дилемм в супервизии (см. ниже).
•    Мастерские по развитию транскультуральной компетентности (см. ниже и главу 7).
•    Семинары по вопросам оценки и аккредитации (см. ниже).
в Анализ случаев, касающихся внутриорганизационной динамики (см. главу 11).
•    Семинары по способам развития политики супервизии в организации и по организационным изменениям в сфере культуры, стратегии и структуры (см. главы 12 и 13).

Этические дилеммы

В главе 4 мы обсудили важность формирования собственных этических принципов, а также ознакомления с этическим кодексом своей профессиональной среды. Мы привели модель четырех стадий принятия этического решения Майкла Кэрролла. Кэрролл (Carroll, 1996) также предлагает хорошо продуманный контрольный список критериев в помощь супервизорам, принимающим этическое решение. Мы приводим сокращенную версию этого списка (см. Документ 8.3), которую мы используем в своих курсах в качестве схемы для рассмотрения этических дилемм, либо заявленных участниками, либо предложенных нами на основании прошлого опыта.
Документ 8.1. Критерии принятия этического решения при обучении супервизоров (по материалам Carroll, 1996)

 

Транскультуральная компетентность

Обучение в сфере транскультуральной компетентности проводится с использованием материала, включенного в главу 7. Кроме того, мы используем здесь свою работу «Антидискриминация и давление в супервизии» (CSTD, 1999).
Мы начинаем работу с просьбы поделиться чемто из своего культурального материала. Например, можно попросить рассказать о происхождении своего имени или фамилии. Для углубленного исследования транскультуральных установок в отношениях используется упражнение в парах:
•    А говорит В; «Я хочу рассказать тебе о своем культуральном опыте…».
•    В говорит: «Я услышал, что…».
•    А дает пояснения.
•    В говорит: «Я бы внес изменения в свою супервизию с тобой на основе услышанного о…».
•    А дает обратную связь по поводу того, что он считает полезным в предложениях В.
•    А и В меняются ролями.
•    Исследовав свои различия, А и В обсуждают то, что у них могло бы оказаться общего.
Это упражнение можно дополнить, задав группе следующие три вопроса:
•    Какие культуральные предубеждения можно увидеть в поведении терапевта и клиента?
•    Как они могли бы изменить свои культуральные предпосылки и свое поведение, чтобы взаимодействовать более компетентно с точки зрения транскультурального подхода?
•    Как бы вы осуществляли супервизию терапевта?
За этим, в свою очередь, могло бы последовать ролевое проигрывание супервизорской сессии.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.