Это необходимо знать каждому родителю, чтобы лучше понимать своего ребёнка.

            Взросление ребёнка сопровождается его психическим развитием. Совершенствуется центральная нервная система, развиваются и совершенствуются различные психические функции. Онтогенез – удивительная вещь, в процессе взаимодействия с окружающими, овладения различной деятельностью развивается психика ребёнка, и происходит становление его личности.

Удивительно то, что ребёнок рождается уже целостной личностью, которая познает окружающий мир, мир окружающие его предметов и человеческих отношений. К моменту рождения ребёнок уже предрасположен к активному установлению связей с миром, за счёт системы пищевых, ориентировочных, защитных рефлексов. В детском возрасте человеческая психика удивительно пластична, и ежесекундно готова к усвоению нового опыта через познавательные процессы (внимание, мышления, память, и. др).

Развитие психики ребёнка – это сложный процесс созревания и совершенствования психических функций, на которое влияет масса факторов: наследственность, условия воспитания, особенности внутриутробного развития, окружающая среда. Развитие детской психики происходит не всегда равномерно, периоды относительно равномерного развития сменяются периодами бурного и стихийного развития. Каждый возрастной период характеризуется развитием определённых анатомо-физиологических и психологических новообразований, появлением новых социальных потребностей и способов взаимодействия со средой. В процессе развития усложняются и углубляются знания ребёнка, интеллектуальные способности, способы поведения, происходит становление его личности. Не смотря на неравномерность, в развитии детской психики можно выделить несколько основных периодов. Эти периоды представлены этапами стабильного развития и неминуемыми возрастными кризисами.

   Основные периоды которые полезно знать родителям.

            В соответствии с ведущей деятельность Д.Б. Эльконин продолжая теорию Л.С. Выготского выделил несколько основных возрастных периодов в развитие ребёнка. Ведущая деятельность – это не та деятельность, которая занимает у ребёнка больше всего времени. Это главная деятельность по её значению для психического развития.

            Младенческий возраст

(от 0 до 1 года) В период младенчества ребёнок совершенно беспомощен и удовлетворение его потребностей полностью возложено на плечи родителей. Первые недели жизни ребёнок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Но при всей своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребёнка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Ведущей деятельностью является ситуационно-личностное общение или непосредственно-эмоциональное общение с взрослым.

            Ранний возраст (от 1 до 3 лет)

            На данном этапе ребёнок приобретает определённую степень самостоятельности, он ходит, говорит свои первые слова, активно исследует различные предметы и манипулирует ими. Примером для ребёнка становится взрослый, наблюдая за которым ребёнок учится. Подражая взрослому, ребёнок усваивает способы взаимодействия с предметами, которые выработаны обществом. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, происходит процесс овладение предметами и орудийные действия во взаимодействии с взрослыми. Очень полезно на данном этапе играть с ребёнком, потому что вовлекая ребёнка в игру, взрослый показывает все новые и новые способы манипуляции с игрушками. Во время игр ребёнок, сравнивая себя со взрослым делает для себя много важных открытий. Ближе к 3 годам у ребёнка формируется позиция «Я сам». Как только ребёнок начинает сравнивать себя со взрослым для него появляется субъект деятельности, что помогает ему увидеть себя самого – «Я внешнее». В этот момент закладываются такие важные компоненты личности как самооценка и самоотношение. Все это сопровождается бурным речевым развитием, ребёнок начинает пытаться составлять слова предложения, усваивает причинно – следственные связи.

            Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

            Ребёнок переживая кризис 3 лет, выходит из него с чувством автономности, самостоятельности. Развитая речь и способность свободно передвигаться открывают для ребёнка новые горизонты познания. Развитие речи позволяет ребёнку задавать вопросы взрослому, данный период иногда характеризуется как «возраст почемучек». В дополнение к предметно-манипулятивной деятельности, у ребёнка появляется интерес к сюжетно- ролевой игре, в которой он воспроизводит модели поведения взрослого. На данном этапе происходит развитие мотивационной сферы, и на первый план для ребёнка встаёт вопрос не «как делать?», а «Почему так делают?».  В сюжетно-ролевой игре ребёнок создаёт мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребёнка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (одевает ведёрко на голову как каску, делает из коробки домик для кукол) говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции.  На примере ролевой игры ребёнок примеряет на себя различные социальные роли и паттерны поведения.

            Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

            К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они учатся сравнивать и сопоставлять сходные и различные предметы (по форме, цвету, величине), учатся обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и овладевают классификацией предметов. Это возраст, когда усложняются отношения ребёнка с окружающими, он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту у детей формируется определённый кругозор, ребёнок учится делать логические выводы, что предвосхищает развитие у него предпосылок к учебной деятельности. Появляется потребность в общении со сверстниками. Развивается речь ребёнка, значительно расширяется словарный запас, ребёнок учится слушать, на первый план выходит умение воспринимать и понимать речь, устанавливать беседу, ведь в процессе обучения ему придётся воспринимать множество абстрактной информации именно на слух.

            Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет)

            Данный период характеризуется тем, что ребёнок поступает в школу, что составляет для него определённый кризис. В некоторой мере происходит сепарация (отделение) ребёнка от родителей. Происходит переход от игровой деятельности к учебной. Меняется распорядок дня, появляется дисциплина, появляется необходимость выстраивать межличностные отношения с коллективом. Все это становится для ребёнка причиной эмоционального напряжения, в ответ на которое он не всегда может получить поддержку к которую привык получать, поскольку сепарирован от родителей. В жизни ребёнка появляется новый авторитет – учитель. Учитель становится для ребёнка новым источником знаний, так же учитель чужой для ребёнка взрослый, который как и родитель имеет власть над ним. Учитель становится значимой фигурой, который оценивает поступки и личность ребёнка, и становится для ребёнка новым источником информации о самом себе, формирует самооценку и самоотношение ребёнка Учитель принимает одну из главных ролей в формировании у ребёнка общественных ценностей.

Подростковый возраст (от 11 до 15 лет)

            В сознании каждого родителя подростковый возраст ассоциируется с кризисным, и не спроста. В этот период происходит генеральная перестройка во всей психической сфере ребёнка Происходит переход от детства к самосознанию себя взрослым человеком. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания. Ведущей деятельностью для ребёнка становится общение со сверстниками. Именно в общении, в деловых и межличностных отношениях учебной и других видов общественно-значимой деятельности, находят выражение все нравственные ценности подростка. При отсутствии целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности принимает стихийный характер. Именно в подростковом возрасте наиболее характерно проявляются психологические сложности, которые не редко принимают характер дальнейших расстройств психической сферы. Наиболее часто выступают нарушения поведения и эмоциональной сферы, которые ребёнок переживает с разной степенью последствий. В подростковом возрасте наступает кульминационный момент в формирование самоотношения . Самоотношение как компонент Я-концепции лежит в основе формирования самооценки, рефлексии, уровне притязаний, и определяются такими понятиями, как самоуважение, аутосимпатия, которые преломляются в положительное или отрицательное отношение к самому себе. Таким образом, адекватно сформированные самоотношение и отношения к окружающим является одними из главных факторов становления субъектности личности, которая ведёт к её самореализации. В целом подростковый возраст можно охарактеризовать неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. 

            Что же такое возрастные кризисы? Почему важно о них знать?

            Возрастной кризис – относительно не продолжительный возрастной период (около года), характеризующийся резкими изменениями в психике ребёнка Кризис это нормативный процесс необходимый для развития личности. Во время кризиса происходит отказ от старого способа действия и переход к новому, поэтому кризис всегда ведёт к новообразования и приобретению каких-либо новых навыков, совершенствованию или отказу от старых.

            Кризис – преломление кривой развития, момент перехода от одного возрастного периода к другому. Типичные возрастные кризисы были выделены гениальным русским учёным- психологом Л.С. Выготским, чья теория и по сей день пользуется развивается многими отечественными и зарубежными учёными.


Кризис новорождённости
Кризис первого года жизни.
Кризис трёх лет
Кризис семи лет.
Кризис подросткового возраста.
Кризис юношества.


В кризисные моменты поведение ребёнка может быть неоднозначным. Как правило поведение ребёнка в критический период часто беспокоит родителей. Родители не знают как реагировать на неожиданно возникающие сложности во взаимоотношениях с ребёнком Кажется, что ребёнок становится, неуправляемым, непослушным, агрессивным. Порой даже опытные родители не могут понять почему ребёнок становится плаксивым, отказывается есть, становится упрямым и капризным.

            Противоречия составляют суть кризисного периода, и могут протекать в острой форме, порождая трудности в эмоциональной сфере ребёнка и его взаимоотношениях с окружающими. Не редко в кризисные моменты у детей обнаруживается «трудновоспитуемость», развитие ребёнка сопровождается конфликтами с окружающими. Падение успеваемости в школе, обуславливается снижением к интереса процессу обучения, снижением работоспособности. Острое переживание кризисных периодов, сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями.
Чередование стабильных стадий и возрастных кризисов – это закон развития детской психики. При этом стоит помнить, что протекания каждого из кризисов может переживаться ребёнком вполне успешно, но случаях острого протекания возможны различного рода психологические последствия.

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ
Специальный психолог Козлов Ю.А.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.