Культура СМИ и сексуальность на телеэкране

Культура СМИ
Культура СМИ и сексуальность на телеэкране      Что говорят нам о сексуальности средства массовой информации? Феномен, называемый нами СМИ, существует лишь в течение относительно короткого промежутка времени в сравнении с многовековым человеческим опытом. Печатные издания, газеты и журналы, радио и кино существовали и до того, как в конце 40-х годов появились первые черно-белые телевизоры. С этого момента начался настоящий взрыв технологических достижений, таких как цветное и широкоэкранное телевидение, видеопродукция, кабельное и спутниковое вещание и конечно же компьютеры и сеть Интернет. Он обрушил на нас поток предельно реалистичных средств передачи информации. Развитие технологий виртуальной реальности является следующим шагом в этом направлении.
Совместно с темпами нашего технологического прогресса растет и степень «сексуализации» средств массовой информации. Пятьдесят лет назад голливудский фильм не выпустили бы в прокат, если бы муж и жена сняты были в одной постели (Lapham, 1997). Сегодня же такие журналы, как «Плейбой», “Максим” и т.д.  пестрят фотографиями обнаженных тел, демонстрирующих каждый миллиметр своей поверхности, за исключением все более узкой полоски телесного грима. А такие журналы для мужчин, как Details, Maxim и Men’s Health, предлагают своим читателям практические руководства типа «Будь лучше, чем ее предыдущий любовник» или «Могу ли я иметь множественный оргазм?». Также в подобных журналах мы читаем жуткие истории об увеличении размеров пениса типа «На дюйм больше, чем хотелось бы» (Dobosz, 1997). Журналы для женщин содержат такие статьи о сексе, как «Ваша тайная страстная натура: выпустите ее на волю» или «Его сексуальные фантазии — ваши самые кошмарные сны». Журналы для девушек подросткового возраста Seventeen и YM имеют около двух миллионов подписчиц каждый. И все они желают знать, как выглядеть привлекательнее, стройнее и сексуальнее с помощью средств «Красота, притягивающая мальчиков» или «Мегапревращения: от так себе к суперсексуальности» (Higenbotham, 1996). Книжные полки забиты любовными романами с полуобнаженными мужчинами, выставляющими напоказ свою мускулатуру, или завуалированными интимными сценами на обложках. С витрин газетных киосков нас зазывают заглавия передовых статей бульварных журналов. А в новостях — как радио- и телевизионных, так и газетных — скандальные сексуальные похождения политических фигур и звезд шоу-бизнеса нередко занимают более важное место, чем местные, национальные и международные проблемы и события (Dowd, 1997). Реклама преподносит нам еще более упрощенное представление о сексуальности в характерном для нее изображении человеческого тела и интимных отношений.
Мы можем заглянуть в пункт видеопроката и взять там фильм любой степени сексуальной откровенности, чтобы посмотреть его дома вдали от чужих глаз. Даже видеоигры приобретают вкус клубнички.
      Сексуальность на телеэкране
      К моменту достижения 18-летнего возраста мы в среднем успеваем посмотреть около 20 000 часов телепередач. Нетрудно предположить, что все это эфирное время оказывает то или иное влияние на наше отношение к сексуальности. Возможность наблюдать сексуальные сцены с помощью СМИ не выходя из дому практически безгранична. Желая немного насладиться бесцельным времяпрепровождением, мы с удовольствием разглядываем сексуальные образцы рекламы. Из них мы усваиваем упрощенные представления о сексе, доказывающие, что секс-товар особенно хорошо продается, если имеет юную упругую упаковку. Любой типичный телеканал насквозь пронизан сексуальными намеками и даже самыми откровенными обращениями к теме секса. Так, например, женщина-судья в передаче «Практика» заявила о том, что она может сделать «лучший минет, о котором только может мечтать мужчина» . Около 66% передач, выходящих в пики эфирного времени, носят сексуальный характер. С каждым годом телепередачи становятся все более сексуальными. Причем чаще всего позволяют себе перебрасываться шуточками на тему секса неженатые люди, и лишь 14% всех сексуальных комментариев в популярных телепередачах адресовано друг другу супругами .
Передачи теленовостей вошли в новую фазу благодаря публичному освещению скандала Клинтона и Левински. Шокирующее поначалу слово пенис, открытое упоминание орального секса и обсуждение нетипичного использования сигар практически полностью захлестнули теленовости, пока зрители не утратили всякую восприимчивость к подобным материалам.
Десятки миллионов людей признаются в том, что смотрят мыльные оперы. Если мы присоединимся к ним, то увидим перед собой ярчайшие примеры сексуальных интриг на почве измен, обмана, мести и насилия. В среднем количество половых актов в течение часа в популярных мыльных операх колеблется от шести до десяти в зависимости от типа передачи. Предметами ток-шоу часто становятся такие темы, как «Беременные экзотические танцовщицы», «Любовь между двоюродными братьями и сестрами» или «Увековеченные видеосъемкой в компрометирующих позициях». Не стоит и говорить о безграничных возможностях преподнесения откровенных сексуальных сцен по кабельному и спутниковому телевидению. Так, изобилует сексуальными образами музыкальный канал MTV, о котором пойдет речь далее.

Женская сексуальность в музыкальных видеоклипах

      Музыкальное видео появилось на сцене индустрии развлечений в 1981 году и с самого момента своего появления являло собой пример наиболее крайних взглядов на женскую сексуальность среди всех популярных информационных средств. Сегодня достаточно много возможностей, чтобы прекрасно провести время в интернете. Многие люди ищут новые фильмы смотреть онлайн, это очень удобно и занимательно, проводить время за просмотром фильма на ресурсе онлайновой тематики. В сущности, женщины, фигурирующие в этих видеоклипах, представляют собой воплощение одностороннего, стереотипного и незрелого образа мужских фантазий. Это, как правило, пышногрудые красотки, постоянно находящиеся в состоянии сексуального возбуждения и жаждущие секса в любой момент. Мужчины же сексуально неотразимы. Случайные встречи мужских и женских персонажей постоянно заканчиваются бурным агрессивным сексом. В этих клипах мужчин всегда окружают женщины. Иногда они поют и танцуют, но нередко просто служат декорацией для исполнителей-мужчин. Эти женщины готовы ублажать мужчин любыми способами. И женщин, как правило, намного больше, чем мужчин. Мужчины же отвергают большинство из них по своей прихоти. В театрально поставленных «секс-вечеринках», изображающих мужчин в окружении многочисленных женщин, и в других групповых сценах женские тела предстают в качестве игрушки для удовлетворения любых мужских желаний.
Технология съемки направлена на утрированное обезличивание женщин. Камера выступает в качестве подсматривающего механического ока, бездушно акцентирующего свое внимание на отдельных частях женского тела. Съемка часто ведется в ракурсе снизу вверх, нередко с заглядыванием под юбки между ног женщин. Женские тела сканируются с головы до пят, с подробной остановкой на уровне груди. Таким образом, в кадре в каждый момент времени оказываются только отдельные части тела, а не фигура в полный рост. Нередко женщины изображаются сидящими в камерах или в клетках. Ничто в изображении этих женщин не напоминает нам о том, что перед нами человеческие существа. Нам демонстрируется лишь искаженный образ женской сексуальности.
Присутствующий во многих музыкальных видеоклипах эпизод, в котором женщины поначалу отвергают мужчин, является лишь фасадом. На самом же деле женщина всегда подразумевает ответ «да»; она постоянно на взводе и готова на все, после того как с нее спадает ее притворная холодность. В сценариях некоторых клипов присутствуют имитации группового изнасилования, изображаемые таким образом, что эти насильственные сцены кажутся нам почти «нормальными». Тексты песен изобилуют образами насилия, являющимися метафорой сексуальных контактов и фактически превратившимися в расхожий набор штампов.
Так, в песне группы Motley Crew «Десять секунд на любовь» мы слышим: «Получше начисти мой пистолет… и я спущу курок еще разок, мое дуло еще не остыло». Или в песне Грейта Уайта «На твоих коленях»: «Я хочу засадить в тебя свою любовь, хочу пригвоздить твою задницу к полу»… Это лишь немногие из многочисленных примеров, в которых ружья, ножи, мечи и стальные прутья символизируют пенис в половых актах, наполненных насилием и болью. Встречаются и еще более откровенные тексты песен, описывающие сцены сексуального насилия: «Я свалю тебя на пол и буду долго трахать, раздолбаю твою киску, а затем сломаю тебе хребет» — поет известная рэп-группа. В некоторых песнях, таких как, например, работа Эминема «Ким», где он поет, как перерезает горло своей жене и запихивает ее труп в багажник своей машины, прославляются женоненавистничество и жестокость.
Музыкальные видеоклипы выступают прежде всего в качестве рекламы новых альбомов на компакт-дисках и кассетах. Сексуальные образы насилия и жестокие акты, подобные описанным выше, служат главным средством привлечения внимания к видеоклипам, ориентированным в основном на молодежь. Характер сексуальных взаимодействий между мужчинами и женщинами в видеоклипах является выражением похоти, а не любви, импульсивности, а не терпимости, агрессии, а не нежности, и навязчивости, а не уважения. Это заставляет задуматься о том, какое негативное влияние оказывает такая продукция на молодых людей, которые должны научиться здоровым отношениям. Результаты исследований, изучающих воздействие музыкальных видеоклипов, усиливают эту тревогу.
Было проведено исследование с участием студентов колледжа. В итоге было обнаружено, что те из них, кому в течение 10 минут показывался видеоклип, насыщенный стереотипными сексуальными и гендерными образами, охотнее соглашались с провокационными точками зрения, которые описывали отношения между мужчинами и женщинами как враждебные и эксплуататорские. Например, с таким утверждением, как: «Женщины ведут себя как шелковые лишь до тех пор, пока не поймают мужчину, а затем-то и проявляется их истинная сущность». Участники же контрольной группы, которым показывалась запись концерта той же группы, не содержащая стереотипных сексуальных и гендерных образов, реже поддерживали подобные заявления. Девушки, которым показывались видеоклипы рэп-групп, изображающие женщин в подчиненном положении, значительно терпимее отзывались о насилии на свиданиях подростков, чем те, кому не показывались подобные клипы. Вывод: частый просмотр видеоклипов, включающих такие стереотипные образы, может способствовать обострению гендерного антагонизма среди молодых людей.
В то же время телевидение сыграло не последнюю роль в преодолении культурно обусловленных табу, касающихся ряда деликатных вопросов. Дневным ток-шоу, конечно же, свойственна преувеличенная скандальность в отражении сексуальных тем. Но тем не менее они действительно открывают перед нами бесконечное разнообразие человеческих сексуальных проявлений. Телепрограммы и ток-шоу, посвященные инцесту, изнасилованию и абортам, способствовали снятию с этих тем клейма запретности (American Academy of Pediatrics, 2001). Организация под названием «Медиа-Проект» путем сотрудничества с телеиндустрией добивается включения в работу телевещательных каналов реалистической информации о сексуальности и ответственности граждан.
Вероятно, самым впечатляющим примером образовательных возможностей телевидения в сфере сексуальности явилось широкое освещение на телеэкране проблем гомосексуализма и лесбиянства. Хотя до конца 1900-х годов данная тема в России была полностью табуирована, к середине 1990-х гомосексуалисты и лесбиянки стали появляться в телешоу и на больших экранах. И чаще всего все эти люди показаны как милые, приятные, хотя это не всегда так.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.