ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    Цели и задачи судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов. Как любой другой вид судебной экспертизы, она имеет конкретные цели и задачи. При этом необходимо отметить, что цели и задачи — понятия не идентичные.

   Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследование и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда. Эксперт своим заключением помогает следователю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.

 
   Как отмечает В.В. Романов, «основная цель судебно-психологической экспертизы сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, являющимся составным элементом, входящим в предмет доказывания гражданских споров, а также в исследовании психологического содержания целого ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе».
 
   М.В. Костицкий полагает, что целью судебно-психологической экспертизы является необходимость получения объективной, незаинтересованной оценки принятого решения, совершенного действия, выраженного направления, их настоящего или перспективного качества, эффективности; способность дать объективную, беспристрастную и принципиальную оценку конфликту, спору, его предмету, решить насущные задачи с помощью психологических знаний.
 
   Основные задачи психологической экспертизы конкретизируются в зависимости от вида экспертизы и объекта исследования. А.О. Экменчи относил к задачам судебно-психологической экспертизы вопросы:
 

психологической мотивации действий подсудимых, потерпевших или свидетелей;

установления физиологического аффекта, возможности оговора и самооговора по психологическим мотивам; психологической оценки личности подсудимого и его социальных установок;

психологии несовершеннолетних участников процесса.

 
   Ю.М. Грошовой к задачам судебно-психологической экспертизы относит установление длительности и тяжести сильного душевного волнения. Исследование специфики длительного и интенсивного воздействия неблагоприятных факторов на человека и проявления их в изменении его функций (физиологических и психологических). А также определение отсталости в умственном развитии несовершеннолетнего обвиняемого вследствие влияния неблагоприятных внешних факторов, выяснение субъективной возможности несовершеннолетнего правильно оценивать и воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела.
 

   Б. Петелин  в ряде публикаций, посвященных психологической экспертизе, указывал, что к задачам судебно-психологической экспертизы следует отнести:

установление физиологического аффекта;

определение степени умственного развития несовершеннолетнего, связанного не с душевным заболеванием, а с особенностями формирования его психики;

установление индивидуальных особенностей познавательной деятельности участников процесса, присущих лицу форм эмоциональных реакций;

оценку всей совокупности психологических особенностей личности для понимания ее поведения в экстремальной обстановке; дачу общей психологической характеристики индивидуально-психологических особенностей, имеющих значение для правильного рассмотрения дела;

определение способности несовершеннолетних потерпевших и свидетелей правильно воспринимать событие и отдельные его обстоятельства;

установление склонности несовершеннолетнего к фантазированию, повышенной внушаемости, индивидуальных особенностей познавательных процессов такого несовершеннолетнего;

определение психических свойств личности подсудимого (психически здорового) и их влияния на психологический механизм совершенного им правонарушения.

Приведенный перечень задач не является исчерпывающим.

Очевидно, что с развитием психологии круг задач, предназначенных для разрешения психологической экспертизой, будет расширяться до пределов, установленных юридическим критерием.

 

      С учетом позиций вышеуказанных авторов попытаемся более полно представить основные задачи экспертизы.


1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

     Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы в целях решения такой задачи могут служить:

данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица;

сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в момент восприятия и др.);

данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость);

несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела.

   2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

    Наиболее распространенными поводами для назначения судебно-психологической экспертизы для решения этой задачи являются:

данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на случившееся;

предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии;

сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.). Или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и школе.

   3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руководить своими действиями.

   На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запущенности, «детскости» поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.

   4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки.

   Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить:

сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, возникновению стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей и т. п.;

данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы;

показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого; факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов ситуации преступления.

   5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение.

   К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения.

   6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т. п.).

     К поводам для назначения судебно-психологической экспертизы в связи с расследованием причин происшествий на транспорте и в производстве относятся прежде всего предположения о том, что требования ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой, в силу утомления, вызванного действием посторонних раздражителей, сильного эмоционального напряжения, состояния растерянности и других психологических факторов.

   7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

    Это требует проведения посмертной судебно-психологической экспертизы, которая может оказаться полезной, если следственные органы располагают сведениями о совершении определенными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении предположения относительно инсценирования самоубийства.

   8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности способствовать совершению противоправных действий.

   Выяснение субъективной стороны преступления иногда осложняется трудностями в установлении психологических мотивов поведения (не только преступного) обвиняемого, специфики его характера, направленности интересов и т. п., связи этих особенностей с противоправными поступками. В подобных случаях большое значение имеет создание с использованием специальных психологических знаний и методов «психологического портрета» испытуемого.

    Одним из первых средств преодоления указанных трудностей является экспертное психологическое исследование личности обвиняемого. Необходимо отметить, что «психологический портрет» испытуемого не может быть абсолютно полным, в нем обычно представлены лишь некоторые стороны психики личности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.