Моббинг в школе

By | 11.06.2021

Моббинг в школе – это тип отношений между детьми, при котором существует группа агрессоров, систематически и целенаправленно преследующих жертву с целью морально-психологического, физического исключения ее из класса, школы. Поведение «мобберов» включает упреки, брань, оскорбления, публичное высмеивание, сплетни, наговоры, шантаж, кражи, различные формы физического насилия, от пинков, унижающих ребенка, до жесткого избиения, приносящего вред здоровью. Диагностика выполняется методом наблюдения, беседы, документального сбора информации. Для устранения моббинга проводятся классные часы, тренинги, нацеленные на коррекцию поведения группы.

Формальным основанием для травли может стать любая особенность школьника, отличающая его от других – успешность в учебе, ношение очков, наличие дорогостоящего телефона, ориентированность на поступление в ВУЗ, внешние отличия (лишний вес, худощавость, высокий рост), принадлежность к более статусной или неблагополучной семье, другой национальности или религии. Причинами возникновения моббинга, его распространения в школах являются:

  • Недостаток воспитания. Желание найти повод, направить гнев на другого человека нередко возникает при недостаточном участии родителей и воспитателей, не научивших толерантности, управлению эмоциями. Собственный пример взрослых – неуважение, притеснение отдельных членов семьи или школьного класса – также становится основой для развития моббинга.
  • Недостатки организации школьной жизни. Причинами являются равнодушное отношение учителей к разворачивающейся травле, их агрессия (словесная, физическая) к неуспевающим ученикам, выбор «любимчиков». Явления моббинга чаще наблюдаются в многочисленных классах, при частых заменах классного руководителя, слабой организации внеучебного досуга.
  • Негативный опыт агрессоров. Унижение человека группой бывает основано на заниженной самооценке активистов и лидера, их неумении разрешать конфликты. В агрессивных действиях нередко принимают участие дети, имеющие опыт в роли жертвы травли.
  • Развитие интернет-технологий. Общение подростков в сети позволяет усилить давление группы на подростка-жертву. Преследование в цифровом пространстве получило название киббермобинга. Он включает различные виды унижения через смс, чаты, комментарии, публикацию фото, видео.
  • Популяризация насилия. Кинофильмы, реалити-шоу культивируют идею соперничества, относительной дозволенности и безнаказанности открытого проявления агрессии. Сцены притеснения жертв подпитывают негативные эмоции подростков, реализующиеся в отношениях со сверстниками.

По особенностям проявлений выделяют около 45 видов моббинга. В школе наиболее распространены вербальные формы воздействия на жертву: издевки, придирки, обзывательства, насмешки, клевета. В Интернете организуется «атака» негативными, непристойными комментариями, публичное унижение и провокация конфликтов в чате класса. Речевое воздействие реализуется в большей степени девочками. Высказывания нацелены на то, чтобы унизить, ранить чувства школьника. Проявление им ответной агрессии, обиды, слез воспринимается группой мобберов как сигнал об успешности действий.

Другая форма моббинга – физическая агрессия. Она может реализовываться скрыто, через «случайные» толчки, и открыто, через пинки, удары. Более свойственна мальчикам, причем жертва всегда слабее физически. Основная цель скрытых воздействий – запугать, держать в напряжении. При открытом проявлении силы атакующие стремятся прилюдно унизить ребенка, выставить его побежденным, беззащитным. Сцены побоев регистрируются подростками на видеокамеры мобильных устройств, записи с усмешками обсуждаются в интернет-пространстве. Нанесение серьезных увечий встречается реже, обычно совершается из-за неумения обидчиков оценить силу удара, контролировать гнев.

Психологическая травля проявляется принуждением к изоляции, бойкотированием. Жертва становится обреченной на одиночество, что приводит к подавленному состоянию, депрессии. Классический пример – изгнание ученика из группы за нежелание действовать в соответствии с требованиями лидера. При этом ожидаемые действия заранее планируются как унижающие чувство достоинства – принести еды, вытереть обувь «главаря», носить за ним тяжелую сумку. При организованном бойкотировании ребенка отрыто не впускают в класс на перемене, не позволяют ему находится рядом, отталкивают. Девочки демонстративно встают, молча перемещаются в другое место для продолжения беседы.

Эмоциональное насилие, проявляющееся прямо или косвенно, всегда влечет за собой травму. В зависимости от психической устойчивости жертвы и наличия поддержки дети выходят из ситуации моббинга с меньшими или большими потерями. Но травмы есть всегда, как бы несерьезно на взрослый взгляд не выглядели «дразнилки» ребенка сверстниками. Дети, подверженные травле, под давлением большинства склонны воспринимать эмоциональное и физическое насилие как результат собственных неправильных поступков или желания выделиться. Формируется чувство вины, ощущение ответственности за проявления агрессивности других. Ребенок замыкается, становится неуверенным в себе, уязвимым, беспомощным, не рассказывает никому о проблемах, постепенно начинает испытывать депрессию. Возникают мысли о самоубийстве, немотивированная агрессия, фобии, навязчивые идеи отмщения обидчикам.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.