Выживание в мире машин: взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки

Автор: | 19.09.2012
Выживание в мире машин: взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки
Е.В. Субботский (Ланкастер, Великобритания)

Со времен Галилея (1564—1642) западная цивилизация развивалась «под знаком науки». Две монотеистические религии, доминирующие в Западном мире, — иудаизм и христианство, — которые боролись с верой в магию тысячелетиями, получили в науке мощного союзника. Так почему же вера в магическое до сих пор жива?
Возможно, эта вера выживает таким же образом, каким выживали мелкие млеко-питающие в век динозавров: уйдя «под землю» — в глубину бессознательного.
Гипотеза, подлежавшая экспериментальной проверке: первоначально вера в магическое (ВВМ) появляется у детей как легитимная, сознательная форма верований, которая сосуществует с верой в физическую причинность; позже, под давлением науки и религии, ВВМ уходит в область бессознательного.
Если эта гипотеза верна, должны наблюдаться следующие эмпирические эффекты.
1.    Дети дошкольного возраста верят в магическую причинность в такой же степени, в какой они верят в физическую причинность; эта вера проявляется как в объяснениях необычных явлений, так и в поведении.
Обоснование: у детей ВВМ еще не испытала прессинга науки и религии — двух сил которые вытесняют ВВМ в бессознательное.
2.    Будучи значительной частью ежедневной жизни дошкольника и младшего школьника, ВВМ способствует познавательному развитию детей.
Обоснование: Ранние магические верования детей получают поддержку от социального окружения, как в форме поддержания верований детей в фольклорные магические персоны (Дед Мороз, Баба Яга, Добрая Фея), так и в форме индустрии игрушек и развлечений, книг и фильмов для детей. Эта систематическая и дорогостоящая поддержка экономически оправдана лишь в том случае, если взрослые (родители, учителя, психологи) интуитивно осознают, что ВВМ приносит пользу общему психическому развитию ребенка.
3.    При объяснении непонятных явлений, которые выглядят как магические эффекты, взрослые будут склонны отрицать свою веру в магию, даже если эти эффекты воспроизводятся несколько раз и испытуемые не в состоянии объяснить их естественным способом.
Обоснование: в своих вербальных суждениях, большинство взрослых стремится быть в согласии со взглядами науки и религии.
4.    Встретившись с магическим вмешательством в их жизнь, либо в форме наблюдения магических феноменов либо в форме попытки мага повлиять на их жизнь, взрослые будут сопротивляться такому вмешательству: они будут отрицать тот факт, что магические манипуляции влияют на ход их жизни (психологическая защита).
Обоснование: современная религия ассоциирует магию с силами зла (дьяволом, оккультизмом, язычеством). Это создает у взрослых страх перед магией и включает механизм психологической защиты от магической интервенции.
5.    Если психологическая защита от магической интервенции ослаблена (например, когда отрицание возможности магических эффектов связано с возможными неприятными последствиями), рациональные взрослые будут демонстрировать ВВМ.
Обоснование: у взрослых ВВМ не исчезает, а уходит в бессознательное. Как показано в психоанализе, когда защиты ослаблены, бессознательные мысли и верования возвращаются в область сознательного.
Эффект 1. Дошкольники верят в магию.
Москва 1980-х. Детей 4, 5 и 6 лет спрашивали, могут ли игрушечные фигурки зверей превращаться в настоящих зверей. Только немногие 4-летние сказали «да». Однако когда игрушечный лев начинал самостоятельно и без видимой причины прыгать по столу (использовались скрытые магниты), лишь немногие из детей проявили рациональное поведение (искали механизм, провода и т. п.). Большинство детей или бежали из комнаты, или пользовались «волшебной палочкой» с целью остановить превращение (Субботский, 1984).
Оксфорд, 1990-х. Психологи просили детей 4 и 6 лет вообразить, что в пустой картонной коробке появилось существо (кролик или монстр). Оставшись наедине с коробкой, некоторые дети вели себя так, как если бы в коробке действительно появилось указанное существо (Harris, Brown, Marriott, Whittal, Harmer, 1991).
Эффект 2. ВВМ повышает креативность детей в решении интеллектуальных проблем.
Дети 4, 6 и 8 лет были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Обоим группам показывали фрагменты из фильма о Гарри Поттере. В экспериментальной группе, показанный фильм изобиловал магическими эффектами. В контрольной группе в фильме фигурировали те же герои, но без магических эффектов. После показа, детей проводили через серию тестов на креативность (тест креативности Торренса и рисунок несуществующего животного). Дети экспериментальной группы показали значительно более высокую креативность в решении задач, чем дети контрольной группы (Subbotsky, Hysted, Jones, in Subbotsky, 2010).
Эффект 3. Взрослые будут отрицать магические явления даже в том случае, если эти явления повторяются и их рациональное объяснение отсутствует.
Студентам университета демонстрировалась последовательность из 4 событий, в которой материальный предмет появлялся или не появлялся в пустом деревянном ящике, который испытуемый держал в руках, в зависимости от того, произносил или нет экспериментатор магическое заклинание.
Испытуемые упорно отрицали магические объяснения, хотя не смогли предложить рациональных (Subbotsky, 2010).
Эффект 4. Встретившись с магическим вмешательством в их жизнь, взрослые будут отрицать эффективность такого вмешательства, демонстрируя психологическую защиту от магической интервенции.
В одном из экспериментов испытуемых просили выбрать навык, который они хотели бы приобрести или избавиться от него (например, умение писать эссе или бросить курить), а затем предлагали помочь в приобретении (избавлении от) этого навыка с помощью магии. Через две недели те испытуемые, которые согласились принять магическую помощь, сообщили, что улучшений вообще не произошло, а испытуемые контрольной группы (которым магическая помощь не предлагалась), сообщили, что произошли небольшие улучшения (очевидно, в силу усилий самих испытуемых).
В другом эксперименте, испытуемым предлагали магически повысить их уровень «общей удовлетворенности жизнью». Через две недели, те испытуемые, которые согласились принять магическую помощь, сообщили снижение указанного уровня, испытуемые, отказавшиеся принять магическую помощь, сообщили о значительном повышении уровня, а испытуемые контрольной группы сообщили, что уровень не изменился.
Наконец, в третьем эксперименте испытуемым предлагали помочь увидеть желанный сон. Те испытуемые, которые приняли магическую помощь, вместо избранных ими приятных снов видели кошмары, в то время как испытуемые контрольной группы видели обычные сны (Subbotsky, 2010).
Эффект 5. Когда защиты ослаблены, взрослые возвращаются к магическому поведению.
Один из способов ослабить защиту, это сделать отрицание ВВМ «дорогостоящим». Испытуемым показывали «магический эффект» — пластиковая карточка, помещенная в пустой деревянный ящик, оказывалась сильно поврежденной после того, как экспериментатор произносил магическое заклинание. В условиях низкого риска (в указанный ящик помещали водительское удостоверение испытуемого) большинство испытуемых отказалось поверить в то, что повторение магического заклинания приведет к тому же эффекту, а в условиях высокого риска (испытуемых просили поместить в ящик свою руку) более половины испытуемых приняли магическое объяснение и просили не повторять заклинание.
Еще больший эффект «возвращения» к вере в магическое наблюдался тогда, когда под угрозой магического воздействия оказывалась будущая судьба испытуемого (Subbotsky, 2010).
Наконец, еще один способ ослабить защиту от магического вмешательства это сделать такое вмешательство предметом исследовательской деятельности. Исследование магических эффектов не подвергает прямому сомнению неверие в магию, и вместе с тем позволят «играть» с «запретной» реальностью. Из этого следует, что при прочих равных условиях, новое и необъяснимое явление будет вызывать больший исследовательский интерес у испытуемых, если это явление допускает магическое объяснение, чем если не допускает такого объяснения (эффект «невозможное над возможным» — Н/В эффект). Эксперимент показал, что как дети, так и взрослые четко проявляют Н/ В эффект (Subbotsky, 2010).

Выводы

1.    Отношение к магии у современных рациональных взрослых амбивалентно: многие проявляют любопытство к экспериментированию с магией, и в то же время опасаются того, что такое экспериментирование может привести к непредсказуемым и потенциально опасным последствиям;
2.    Современные представители западных культур не делятся на верующих и неверующих в магию. На бессознательном уровне, каждый верит в магическое, индивидуальные различия между людьми определяются лишь тем, как глубоко в бессознательном «залегает» эта вера, и насколько сильна психологическая защита от веры в магическое.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.