Когнитивные способности Интернет-активного школьника

Автор: | 19.09.2012
Когнитивные способности Интернет-активного школьника
Л.В. Черемошкина, А.Е. Харитонов, А.В. Кузнецова (Москва)

(Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 08-06-00378а.)
Исследование аттенционных и мыслительных способностей Интернет-активных школьников 11—12 лет.
Были сформированы 3 экспериментальные группы, различающиеся стажем Интернет-деятельности (до 1 года, от 1 года до 3-х лет и свыше 3-х лет) и контрольная группа. Объем выборки составил 40 человек. Испытуемые, включенные в контрольную группу, также имели опыт взаимодействия с компьютером. Эффективность аттенционных способностей (точность выполнения и скорость выбора по методикам Бурдона и Анфимова) Интернет-активных школьников 11—12 лет значимо не отличается от аналогичных показателей контрольной группы. Не обнаружено значимых различий между группами Интернет-активных школьников со стажем до 1 года, от 1 года до 3 лет и свыше 3 лет по показателям эффективности аттенционных способностей. Не выявлено значимых различий между указанными экспериментальными и контрольной группами по точности выполнения корректурной пробы (учитывались средние значения точности внимания). При этом динамика точности выполнения корректурной пробы испытуемыми данных групп была различна. Наиболее отчетливо проявились различия в ходе выполнения задания между контрольной и 3-ей экспериментальной группой (со стажем Интернет-деятельности свыше 3 лет). На этапах: 1 сек — 60 сек; 90 сек — 120 сек; 150 сек — 210 сек; 240 сек — 270 сек — были зафиксированы явные противофазы по показателю точности между экспериментальной и контрольной группами (когда показатели контрольной группы максимальны, показатели экспериментальной — минимальны, и наоборот).
Результаты изучения мыслительных способностей в тех же группах не выявили значимых различий по методике Равена (сравнивались: показатели уровня интеллекта, средние значения в сериях, среднее отклонение от нормы по группам).
Исследование аттенционных и мыслительных способностей Интернет-активных школьников 14—16 лет.
Были сформированы 3 экспериментальные группы в зависимости от стажа Интернет-деятельности: до 1,5 лет; от 1,5 до 3 лет; свыше 3 лет. Объем экспериментальной выборки составил 110 человек, объем контрольной группы (почти не имевших опыта работы на компьютере) — 38 человек. Были зафиксированы следующие результаты по методике Равена.
В группе со стажем Интернет-деятельности до 1,5 лет максимальные показатели интеллекта (на уровне «незаурядный, хороший») были зафиксированы у 15% испытуемых, а минимальные показатели (на уровне «ниже среднего, слабый») — 18%.
В группе со стажем Интернет-деятельности от 1,5 до 3-х лет максимальные показатели интеллекта (на уровне «незаурядный хороший») зафиксированы у 5% испытуемых, а минимальные показатели (на уровне «ниже среднего, слабый») — 7%.
В группе со стажем Интернет-деятельности свыше 3-х лет максимальные показатели (на уровне «высокий») были зафиксированы у 5% испытуемых, а минимальные показатели (на уровне «ниже среднего, слабый») — 15%.
Показатели контрольной группы распределились следующим образом: максимальные показатели (уровень «незаурядный, хороший») — 12%, минимальные (уровень «ниже среднего, слабый») — 7%.
При этом было отмечено, что с увеличением стажа Интернет-деятельности растет дифференциация по показателям интеллекта (в том числе, у школьников со стажем Интернет-деятельности свыше 3-х лет появляется группа с высокими показателями интеллекта — 5%).
В качестве показателей эффективности аттенционных способностей использовались точность внимания и скорость выбора по методикам Бурдона и Анфимова. Максимальные значения по показателю точности выполнения задания наблюдалось в группе испытуемых со стажем Интернет-деятельности от 1,5 до 3 лет; минимальные — в группе со стажем свыше 3 лет. Скорость выбора стимула максимальна в группе испытуемых со стажем интернет-деятельности до 1,5 лет, а минимальна — в группе со стажем свыше 3 лет.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.