Психология как наука о душе человека

Автор: | 19.09.2012
Психология как наука о душе человека
В.М. Снетков (Санкт-Петербург)

Психология как наука о душе человекаПсихология многие века развивалась в лоне философии как христианская наука о душе. Методологические проблемы отечественной психологии начались с момента ее отделения от философии и богословия, когда и было совершено несколько ошибок, которые привели ее к методологическому кризису, продолжающемуся до сих пор. Первая ошибка — это оставление многовекового опыта, методов и результатов познания человека как объекта исследования богословию и философии. Так психология лишилась человека как объекта своего собственно психологического исследования. Вторая — это то, что, отпочковавшись от философии, она отбросила общую теорию познания, и заменила ее марксистской идеологией. Третий источник продолжающегося кризиса психологии — это ее опора на зоологическое понимание человека как биологического вида Homo Sapiens. Изучение психики человека с позиции «зоологической» парадигмы, т. е. с позиции биологического редукционизма приводит к примитивизации психики человека, к упрощению уникальных особенностей его высшей, сознательной психической деятельности, его духовных и творческих потенций. Это упрощение было полезно в XIX веке при утверждении психологии как самостоятельной науки. Сегодня этот зоологический подход уже тормозит развитие психологии. Попытки психологов одновременно изучать психику у двух совершенно разномасштабных и разно-векторных объектов, т. е. у человека как животного и у человека как личности это все равно, что пытаться создавать общую теорию первобытного сигнального барабана и современного мобильного телефона. Теорию построить, конечно, можно, но при этом барабан в своих качествах почти ничего не потеряет, а мобильный телефон лишится всей свой прогрессивной уникальности.
Отечественная психология уже почти 130 лет существует без определения объекта и предмета своего исследования, что, конечно, усугубляет ее методологический кризис.
Для уточнения методологического статуса психологии мы предлагаем следующее понимание ее научной парадигмы (от греч. paradeigma — пример, образец, модель). Научная парадигма — это существующая модель научного исследования, которая при-знается научным сообществом как конструктивная основа для развития науки, и которая в тоже время является достаточно открытой для того, чтобы новые поколения ученых могли в ее рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. Центральной частью парадигмы является общая научная методология, которая определяет частные научные методологии, методы и принципы исследования.
Сегодня научную методологию часто сводят к учению о методе, к процедуре получения знаний. Думается, что это не совсем правильно. Общая методология науки включает в себя не только способы получения знаний, но и выбор направления исследования, теоретические или эмпирические основания формулирования гипотез, в том числе критерии оценки и основания интерпретации полученных результатов. На наш взгляд, общая методология — это научно и эмпирически обоснованная система взглядов и представлений специалистов на происхождение, существование и взаимодействие объекта и предмета науки. Именно поэтому важно их строгое определение.
Методология психологии с момента ее возникновения, уже тысячелетие опирается на такие категории как: «человек»; «psyche» (душа); «среда» и «взаимодействие», которые, на наш взгляд, в своей совокупности и являются относительно устойчивым и принятым большинством специалистов ее парадигмальным ядром. Можно сказать, что исторически первым предметом психологии является изучение душевного, т. е. осознанного взаимодействия человека с самим собой, другими людьми и Космосом, т. е. окружающим миром.
В процессе развития психологии меняется понимание и объяснение законов существования, взаимодействия и глубина проникновения в состав и содержание этих категорий, но сами они в своей совокупности остаются в качестве парадигмальной основы, сохраняются как методологический каркас и границы существования научной психологии. Выход результатов исследования за пределы парадигмального ядра автоматически переводит их в сферу другой науки. Научная категория — это понятие, отражающее существенные, отличительные и характерные свойства, процессы и признаки предмета исследования в его связи и взаимодействии с объектом. Совокупность таких научных категорий описывает предмет науки, который отличает ее от других смежных наук, изучающих тот же объект.
Объектом психологического исследования логично определить человека. Предмет науки — это то, что видят, изучают, понимают и объясняют в объекте специалисты. Следовательно, предметом психологии выступает психика человека. Без научного определения человека не возможно понять особенности его психической деятельности. Мы исходим из следующей инструментально-смысловой концепции человека: Человек как индивид (от лат.individ — неделимый, конечный) — это живая, органическая, антропоидная, речемыслительная, разумная, хронологическая (ритмологическая), «многоэтажная», открытая, относительно целостная, слабоструктурированная, динамическая, резонансная, инструментально-смысловая система, способная по своей изначальной природе становиться богоподобной, духовно-нравственной личностью и использовать свой внутренний и окружающий мир для самовоспроизводства, самомотивации и достижения полноты своего бытия во времени и пространстве.
Как слабоструктурированная система человек не выносит неопределенности и хаоса во внешней и внутренней среде. Поэтому активность психической деятельности человека всегда направлена в сторону самой, неопределенной и хаотичной сферы, с целью ее познания и внесения в нее тем самым структурного, осмысленного порядка.
Как инструментальная система человек способен не только использовать как «инструменты» уже существующие во внешнем и внутреннем мире естественные «точки сборки». Например, циркадные ритмы или собственные биологические потребности, но и создавать искусственные, совершенно новые, например, духовно-нравственные, социальные потребности, ценности и смыслы жизни. Само понятие смысла имеет для человека инструментальное значение, так как позволяет ему упорядочить свою жизнь и поведение на некотором устойчивом основании. Инструментальной мы называем живую, органическую, саморефлексирующуюся и разумную, систему, которая способна использовать функциональные свойства элементов, явлений и объектов внешнего и внутреннего мира как инструменты и средства своего выживания, адаптации, развития и достижения целей. Мы провели анализ структуры психики человека с позиции описанных нами инструментально-смысловых систем (Снетков В.М., 2002).
Таким образом, предметом психологического исследования являются врожденные и приобретенные инструменты, способы и механизмы произвольных взаимоотношений и взаимодействий человека с самим собой, внутренним и внешним миром в аспектах про-шлого, настоящего и будущего времени. Человек как инструментальная, разумная система способен внести свой субъективный смысл во все: в психическую и физиологическую деятельность, в свои потребности, в свое тело; в свою жизнь, в болезнь и даже в свою смерть.
На основе выше изложенного можно дать следующее определение душевной деятельности человека. Под душевной деятельностью человека как личности мы предлагаем понимать его способность осмысленно, исходя из своих целей, ценностей, социального статуса и духовных представлений менять значение и вносить свой субъективный смысл в результаты своей психической, биологической, физической и социальной деятельности. Душа (psyche) человека — это пространство, механизм, процесс и одновременно результат взаимодействия его внутреннего и внешнего мира. Душа — это инструмент, с помощью которого человек произвольно опредмечивает свои представления, ценности и смыслы жизни первоначально в своей речевой деятельности, а затем в реальные действия и поступки.
Душа — это: 1) процесс сравнения (соотношения) элементов и результатов этого взаимодействия (ум); 2) процесс рефлексивного сопереживания этого взаимодействия (чувства); 3) процесс сотворчества, соучастия (воля) человека внешнему и внутреннему миру и собственно процессу взаимодействия.
В развитом виде душа — это осмысленный, образно, чувственно- и понятийно (словесно) оформленный процесс номинализации, конституирования и сохранения человеком в форме «Я» целостности своего внутреннего мира, т. е. той части окружающей природы вселенной, которая дана человеку в его организме ограниченном его физическим телом, которое человек отождествляет и идентифицирует со своим именем.
Душа -это смысловое, пространственно-временное интегральное единство прошлого, настоящего и будущего человека, которое является основой адекватности и непрерывности его жизнедеятельности. Душа — это фундамент его «Я» идентификации и системной целостности, согласованности и соразмерности результатов действий всех его подсистем, состояний и процессов. Таким образом, душевная деятельность — это основа возникновения и развития самосознания человека. При этом душа ощущается и воспринимается человеком как реальный факт его бытия, как внутренняя, объективная сущность и содержание его жизнедеятельности, как неотделимая основа его индивидуальной «Я-самости».
Отличием душевного уровня психической деятельности от зоологического уровня функционирования психики, опосредованного биологическими потребностями и рефлексами человека, является ее произвольность, социальная опосредованность, речевая форма существования и осмысленная инструментальность. Именно душевная деятельность позволяет человеку выйти за пределы его витальных потребностей, физического тела и текущей ситуации.
Методологической основой познания души могут рассматриваться онтологический, феноменологический и герменевтический подходы.
В качестве вывода из вышесказанного следует отметить, что в научную парадигму академической психологии необходимо включить не только изучение души, духовности, и нравственности человека, но и прикладное душепопечение, т. е. задачу развития души как ресурса и инструмента развития и раскрытия всего потенциала жизни и деятельности человека.
При этом под душепопечением мы предлагаем понимать научно обоснованное развитие души человека как фундамента наиболее эффективного и адекватного стиля, и инструмента его жизнедеятельности, взаимодействия с самим собой, другими людьми и с окружающим миром. Фундамента, который является основой его здорового образа жизни и успешности онтогенетического и профессионального развития.
Сформулированная выше научная парадигма позволит психологии не только выйти из методологического кризиса, но и возглавить процесс гуманизации научно-технического развития человеческого сообщества в XXI веке и занять достойное, центральное место в науках о человеке.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.