Посттренинговое влияние на процесс решения интеллектуальных задач

Автор: | 19.09.2012
Посттренинговое влияние на процесс решения интеллектуальных задач
А.К. Ерофеев, А.П. Наминач (Москва)

В эмпирическом исследовании влияния трениговых процедур на эффективность решения интеллектуальных задач приняли участие 58 человек — преподаватели разных специальностей из российских вузов, прибывавшие в Центр переподготовки научно- педагогических кадров МГУ имени М.В. Ломоносова в течение 2006/2007, 2007/2008, и 2008/2009 уч./г.г.
В течение шести семестров велось регулярное наблюдение за двенадцатью учебными группами преподавателей (по две группы в семестр: средней численностью 4— 6 человек), проходящих повышение квалификации в МГУ. В ходе переподготовки преподаватели имели возможность участвовать в двух спецкурсах. В ходе одного спецкурса под названием «Методы активного социально-психологического обучения» (автор А.П. Наминач) в рамках практических занятий желающие преподаватели проходили краткую тренинговую программу общим объемом 24 академических часа, направленную на развитие коммуникативной компетентности. В процессе тренинга рассматривались и практически прорабатывались следующие темы: техника активного слушания; групповая дискуссия; ролевые и имитационные игры; индивидуальное и групповое решение интеллектуальных задач.
После завершения тренинговой программы, преподаватели могли участвовать в спецкурсе «Психодиагностика в высшей школе» (автор А.К. Ерофеев). В рамках курса по психодиагностике учащиеся выполняли батарею стандартизованных ситуационно- поведенческих тестов. В соответствии с технологией ЛАСПИ в каждом тесте учащийся индивидуально решал интеллектуальную задачу, а затем в ходе неуправляемой дискуссии стремился убедить группу участников в правильности своего решения, либо признавал правильность решения кого-либо из других участников дискуссии. Методика позволяет количественно оценить четыре проявляющихся в поведении характеристики учащихся: 1) уровень решения задачи, 2) уровень контактности (активности, включенности в дискуссию), 3) уровень притязаний (стремление испытуемого к лидерству, доминированию в группе), 4) уровень влияния на группу (вклад в групповое решение, победа в дискуссии). Методика тестирования описана в книге «Методы практической социальной психологии» (2004). Группы учащихся, проходивших тестирование, были неоднородны. Часть учащихся (до 50%) предварительно прошла тренинг, в ходе которого уже участвовала в групповых дискуссиях и получила обратную связь и определенные рекомендации по способам и методам убеждения. Большинство тестируемых тренинг не проходили, хотя опыт участия в групповых дискуссиях был у всех испытуемых, т. к. все учащиеся были преподавателями вузов с достаточно большим опытом работы.
В результате тестирования, которое проходило через три-четыре недели после тренинга было установлено, что участники тренинговых программ явно более контактны, менее остро реагируют на неудачи в дискуссии (менее тревожны) и вначале дискуссии оказывают большее влияние на групповое решение. Вместе с тем, существенной разницы в уровне решения задачи и в уровне притязания на лидерство в рассматриваемых подгруппах установлено не было. Исключение было обнаружено только в одном случае, когда тестовая задача оказалась идентичной той задаче, которая уже предлагалась в тренинге. В этом случае испытуемые демонстрировали обоснованно высокие притязания и явно доминировали. В одной из групп преподаватель исключил из дискуссии участников знакомых с задачей и знающих правильный ответ, но не препятствовал обсуждению результата дискуссии всей группы. Тренированные участники не только сообщили пра-вильное решение, но и в своих комментариях и рекомендациях воспроизвели часть выводов тренинговой программы. Они продемонстрировали дружелюбие, высокую контактность и стремление к конструктивному сотрудничеств со своими коллегами.
В том случае если курс психодиагностики предшествовал тренинговой программе, описанные эффекты тренинга не проявлялись, а индивидуальные особенности, оцениваемые в ходе тестирования, были, скорее всего, вызваны предшествующем опытом учащихся. Таким образом, применяемая батарея тестов фиксировала в 70% показателей эффект тренинговой программы. В ходе разработки центра оценки, ориентированного на развитие социального интеллекта и коммуникативной компетентности, нами была разработана специальная схема развернутой обратной связи, нацеленная на изменение стратегии поведения испытуемых в ходе групповой дискуссии. Батарея тестов была дополнена упражнениями, сопровождавшимися управляемой групповой дискуссией с распределенными ролями. Проведение стандартизованных ситуационно-поведенческих тестов в начале и в конце тренинговых программ, либо программ центров развития, позволяет констатировать эффект целенаправленного воздействия. В настоящий момент нами разрабатывается специальная программа для старшеклассников, развивающая социальный интеллект и коммуникативную компетентность.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.