Структурно-функциональные характеристики музыкального мышления

Автор: | 19.09.2012
Структурно-функциональные характеристики музыкального мышления
С.А. Томчук (Ярославль)

Музыкальное мышление, являясь объектом исследований музыкальной психологии на протяжении более 200 лет, до сих пор представляет собой мало изученное явление.
Музыкальное мышление, соответствуя общим законам мыслительной деятельности и являясь уникальным способом познания окружающей действительности, имеет ряд специфических особенностей:
—    музыкальное мышление строится на синтезе эмоционально-чувственного и интеллектуального познания действительности;
—    в музыкальном мышлении большую роль играет иррациональное, интуитивное начало;
—    музыкальное мышление отличается многозначностью, богатством и глубиной художественных смыслов познаваемых образов;
— одной из главных особенностей музыкального мышления является творческая индивидуальность и личностное отношение к изучаемому объекту или явлению. Анализируя различные подходы к выявлению структуры музыкального мышления: коммуникативный (Орлов В.Г., Раппопорт С.Х., Крупник Е.П.), проблемно-художественный (Еремеев А.Ф.), комплексно-художественный (Суслова Н.В.), творческий (Елистратова Г.Б.), — мы пришли к выводу, что несмотря на достаточно большое количество исследований по данной проблеме, ситуация в плане ее изученности представляется весьма противоречивой, поэтому на основе системного подхода нами была разработана 3-уровневая структура музыкального мышления:
1)    эмоционально-чувственный уровень направлен на характеристику эмоциональных состояний, настроений, душевных переживаний, ассоциативных видений и т. д. — всего того, что составляет эмоциональный пласт познаваемого музыкального образа, и того, что ощущает реципиент, непосредственно соприкасающийся с музыкальным произведением (используемые мыслительные операции — сравнение эмоционально-чувственных ассоциаций);
2)    рационально-логический уровень направлен на анализ акустических параметров звучащей материи, на определение структурной организации элементов звуковой материи и динамики развития музыкального образа (используемые мыслительные операции — синтез через анализ, классификация);
3)    духовно-ценностный уровень направлен на выявление нравственно-ценностной идеи и духовного смысла, закодированного в музыкальном образе (используемые мыслительные операции — обобщение в идее, продуцирование метафор и аналогий, абстрагирование в духовно-ценностном смысле).
Эмпирическое исследование было направлено на выявление структурно-функциональных характеристик мышления в профессиональной деятельности преподавателей музыки. В нем приняли участие 112 исследуемых с различным уровнем музыкальной и педагогической подготовки: 37 преподавателей-музыкантов со средним и высшим педагогическим образованием; 30 студентов кафедры музыкального воспитания и образования педагогического университета; 35 преподавателей с высшим и средним педагогическим образованием, не имеющих музыкального образования. Критерием для отбора данных групп исследуемых являлись различия в музыкальной и педагогической подготовке и стаже, профессиональный и дилетантский подходы к познанию музыки, различный возрастной ценз.
Сформированность эмоционально-чувственного уровня музыкального мышления исследуемых определялась на основе 4 градаций чувственного целого по следующим параметрам: способность сравнения различных эмоциональных состояний музыки с предложенным эталоном; степень совпадения оценки эмоционального состояния музыкального фрагмента на основе определения главных и второстепенных признаков. Результаты диагностики показали, что наиболее высоко сформирован эмоционально-чувственный уровень музыкального мышления у преподавателей, имеющих музыкальное образование (гармоничное целое — 30% исследуемых; определенно выраженное целое — 46,6% исследуемых); средний результат — у студентов (гармоничное целое — 20% исследуемых; определенно выраженное целое — 23,3% исследуемых); низкий результат — у преподава-телей, не имеющих музыкального образования (гармоничное целое — 3,3% исследуемых; определенно выраженное целое — 20% исследуемых). Низкая сформированность эмоционально-чувственного уровня преподавателей, не имеющих музыкального образования, связана с тем, что исследуемые определяли в основном эмоциональное настроение только трех тем из пяти предложенных, при этом следует отметить довольно высокую точность определения эмоционального настроения трех главных тем (40% исследуемых отметили как главные, так и второстепенные признаки главных тем).
Сформированность рационально-логического уровня музыкального мышления определялась на основе трех типов (высокий, средний, низкий) по следующим параметрам: выделение художественно-эстетической доминанты эталонного тест-объекта; анализ акустических параметров звучащей материи, синтезирование элементов звуковой материи в музыкальный образ, классификация предложенных вариантов в соответствии с эталонным звучанием. В результате проведения диагностики было выявлено, что высокое развитие характеризует рационально-логический уровень музыкального мышления преподавателей, имеющих специальное образование (высокий уровень — 80%; средний уровень — 16,6% исследуемых); среднее развитие характерно для музыкального мышления студентов (высокий уровень развития — 40% исследуемых; средний уровень развития — 50%); низкое развитие рационально-логического уровня музыкального мышления преподавателей, не имеющих музыкального образования, (высокий уровень развития — 6,6%; средний уровень развития — 33,3%). Полученные результаты (половина исследуемых преподавателей, не имеющих музыкального образования, справилась с заданием на низком уровне, 10% исследуемых не справились с заданием) свидетельствуют об ограниченном рационально-логическом уровне музыкального мышления этой группы исследуемых.
Сформированность духовно-ценностного уровня музыкального мышления исследуемых определялась на основе сопоставления оценок исследуемых с оценкой экспертов 18 бытийных ценностей А. Маслоу по следующим музыкальным направлениям: классическая, народная, духовная и современная музыка. Анализ результатов показал большую долю совпадений оценок в разных группах исследуемых при определении приоритетных бытийных ценностей. При количественно-качественном анализе были выявлены как общие совпадения приоритетных ценностей по каждому музыкальному направлению, так и индивидуальные различия. К общим приоритетным ценностям можно отнести следующие: красота, смысл, совершенство, добро, жизненность; к индивидуальным — завершенность и целостность классической музыки; истину духовной музыки; игру, легкость, простоту народной музыки, необходимость и уникальность современной музыки.
Полученные данные свидетельствуют о том, что сформированность духовно-ценностного уровня музыкального мышления зависит не от музыкальной подготовки и опыта, а от музыкальных предпочтений, жизненного опыта и духовно-ценностных ориентиров исследуемых, что позволяет сделать вывод об универсальности этого уровня.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.