Психологическая экспертиза телефильмов и кинофильмов для детей

Автор: | 11.10.2012

О важности такого направления, как психологическая экспертиза кино-фильмов и теле-фильмов для детей
И.А. Плиско (Москва)

психологическая экспертиза кино     Перестроечные и кризисные процессы, экономические катаклизмы, стрессы современной жизни, дискредитация многих нравственных ориентиров и гуманистических идеалов, идеологический хаос в формирующемся едином информационном пространстве России с другими государствами и новые ритмы жизни, работы, открытость к диалогу разных политических, социальных и профессиональных групп качественно преобразуют все сферы человеческой жизни и отражаются в образовании, культуре, СМИ. Проблемы сохранения человеческого в человеке, противостояния циничным сценам насилия, эротики, «льющимся» с экранов телевидения и кино, расширения границ психологического познания человека средствами кино и телевидения заостряют важность психологической экспертизы кино и теле-продукции. Психологическая экспертиза кино – направление не новое. Следует не путать ее с экспертизой информационной продукции для детей.
       Исключительную важность институтов гуманитарной экспертизы в обществе подчеркивают Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьев и др. (Иванченко Г.В., Леонтьев Д.А. и др., 2005). Эти же авторы отмечают полное отсутствие системной методологии гуманитарных экспертиз, их законодательного обеспечения и социально-организационных механизмов. Позиция по вопросу содержания психологической экспертизы кино и телефильмов для детей сформировалась в рамках сотрудничества Центра психологического консультирования Московского педагогического государственного университета с кинокомпанией «ШАР» (Суворова Г.А., Плиско И.А., 2009).

     Выделено семь групп основных вопросов программы психологической экспертизы теле и кинофильмов для детей:

1)    анализ актуальности выбранной темы исследования и рассматриваемых в сценариях кино и телефильмов вопросов для развития отечественной системы образования; русской культуры и искусства;
2)    выделение наиболее важных сюжетных линий сценариев кино и телефильмов, несущих психологическую нагрузку на центральные проблемы психологии в образовании — проблемы развития, обучения, воспитания Человека, его личностного и профессионального самоопределения;
3)    анализ проблем, несущих наибольшую психологическую нагрузку на основные сюжетные линии фильма, и определение возможностей ведения диалога по ним разных специалистов;
4)    определение возможностей кино и телефильмов для проникновения во внутренний мир детства, в переживания ребенка, его стремления и желания;
5)    раскрытие доминирующего начала в цепи жизненных событий, определяющих гражданскую позицию автора сценария и создателей кино- и телефильмов;
6)    соответствие содержания сценариев акту воспроизведения актерами это содержания;
7)    определение востребованности фильма разными группами зрительской аудитории. Подчеркнем актуальность и практическую значимость работ академика В.Д. Шадрикова (2001—2010 г.), которые позволяют открыть и вести в СМИ многофункциональный и многоуровневый диалог разных поколений по проблемам развития и воспитания Человека, а именно:
—    ментального развития человека, его интеллектуального воспитания в условиях города и деревни;
—    действия психологических законов в формировании внутреннего мира человека;
—    экзистенциальной психологии и жизненных сценариев;
—    детско-родительских отношений в новой культурно-исторической ситуации человеческого бытия;
—    любви и уважения к ребенку, подростку, личности, стоящей на пороге взрослой жизни;
—  пропаганды психологических знаний о духовном развитии и духовном росте человека, духовных основах человечности, др.
Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.