Ментальная репрезентация ситуации сдачи экзамена в юношеском возрасте

Автор: | 19.09.2012
Ментальная репрезентация ситуации сдачи экзамена в юношеском возрасте
А.Э. Цымбалюк (Ярославль)

Понятие ментальной репрезентации является центральным для когнитивной психологии, тем не менее, авторы, занимающиеся разработкой данной проблемы, отмечают многозначность в понимании этого термина и оторванность исследований от контекста жизненного пути личности.

Вместе с тем жизненные ситуации рассматриваются в рамках социальной психологии, проблемы преодоления трудных жизненных ситуаций, с позиций событийного подхода и т. д., но отсутствует достаточно четкое определение специфики жизненных ситуаций, оценка их значимости в юношеском возрасте. Наша работа сосредоточена на разработке и уточнении этих понятий и проведении эмпирического исследования по данной проблеме.

На основе теоретического анализа теорий зарубежных и отечественных авторов под ментальной репрезентацией мы понимаем психический информационный комплекс, в котором представлены субъективные и объективные условия деятельности; под жизненной ситуацией мы будем понимать совокупность субъективных и объективных факторов, детерминирующих поведение человека при решении определенной жизненной задачи.

Объектом нашего исследования являются девушки 18—23 лет (старший юношеский возраст).

Предметом — ментальная репрезентация жизненных ситуаций в юношеском возрасте.
На основе результатов первого этапа эмпирического исследования нами были уточнены значимые жизненные задачи в юношеском возрасте: задачи, связанные с учебной деятельностью (поступление в вуз, сдача экзамена), семейной сферой (создание семьи, рождение ребенка), профессиональной деятельностью (устройство на работу).

На основе теоретического анализа были выделены, а в результате эмпирического исследования уточнены компоненты (субъективный и объективный) и элементы (общие и специфические для каждой задачи) жизненной ситуации. Методика изучения ментальной репрезентации жизненной ситуации заключается в том, что испытуемым предлагается определить значимые параметры, которые они учитывают на каждом этапе решения жизненной задачи, и оценить степень их значимости по 7-балльной шкале (методика прошла апробацию и экспертную оценку).
В нашей статье мы более подробно остановимся на результатах исследования, касающихся ментальной репрезентации (МР) ситуации сдачи экзамена.

Обращаясь к анализу содержания МР ситуации сдачи экзамена, отметим следующее. Девушки 18—23 лет (старший юношеский возраст) при сдаче экзамена ориентируются в первую очередь на специальные знания, необходимые для решения данной задачи, способности, собственное психологическое состояние, учитывая при этом время, отведенное для подготовки, наличие средств подготовки, а также специфику дисциплины. Юноши учитывают в первую очередь специальные знания, необходимые при решении данной задачи, собственные способности, а также специфику дисциплины. Девушки 15—17 лет (младший юношеский возраст) при сдаче экзамена ориентируются на специальные знания, необходимые для решения данной задачи, способности, желание решить данную задачу, собственные цели, смыслы, психологическую готовность и эмоциональное состояние, учитывая при этом специфику дисциплины и требования вуза к уровню знаний. При этом можно говорить о высокой согласованности оценок данных элементов, что свидетельствует о их несомненной значимости для испытуемых в МР ситуации.

Существуют значимые отличия МР ситуации у девушек 18—23 лет и юношей 18— 23 лет (старший юношеский возраст) объективного компонента: сложность задачи (p<0,01), время подготовки (p<0,001). Следовательно, при решении задачи сдать экзамен девушки в большей степени, чем юноши учитывают сложность самой задачи, а также время, отведенное для подготовки.
Существуют значимые отличия МР ситуации в зависимости от возраста. Существуют значимые отличия МР субъективного компонента ситуации у девушек 15—17 лет и 18— 23 лет (младший юношеский возраст и старший юношеский возраст) в: ценности, идеалы (p<0,01), учебные интересы (p<0,05), цели, смыслы (p<0,05), отношение к преподавателю (p<0,05); объективного компонента: уровень материального благосостояния (p<0,01), физическое состояние (p<0,05), требования преподавателя (p<0,05). Таким образом, девушки 18—23 лет (старший юношеский возраст) в меньшей степени ориентируются на учебные интересы, цели, смыслы, ценности, идеалы, отношение к преподавателю, собственной физическое состояние, а также уровень материального благосостояния, но в большей степени учитывают требования преподавателя, чем девушки 15—17 лет (младший юношеский возраст).

Существуют значимые отличия МР субъективного компонента ситуации сдачи экзамена у девушек между начальным периодом и завершающим периодом старшего юношеского возраста по элементам знание о другом человеке (преподавателе) (p<0,05), отношение к другому человеку (преподавателю) (p<0,05). Таким образом, девушки на начальном периоде старшего юношеского возраста при решении задачи сдать экзамен в большей степени учитывают свое отношение к преподавателю и знание о нем.

Обращаясь к анализу структуры МР ситуации, можно отметить следующее. В МР ситуации сдачи экзамена у девушек 18—23 лет (старший юношеский возраст) наибольшее количество статистически достоверных взаимосвязей имеют следующие элементы субъективного компонента ситуации: самоотношение, способности, собственные цели, смыслы, качества личности, отношение к задаче, эмоциональное состояние, психологическая готовность; объективного компонента: отношения между людьми, возможные трудности, требования вуза к уровню знаний, специфика дисциплины, требования преподавателя, качества личности преподавателя.

В МР ситуации у юношей 18—23 лет (старший юношеский возраст) наибольшее количество статистически достоверных взаимосвязей имеют следующие элементы субъективного компонента: отношение к ситуации, самоотношение, отношение к преподавателю, учебные интересы, ценности, идеалы; в объективном компоненте: требования преподавателя, сложность задачи, время, отведенное для подготовки.

В МР ситуации у девушек 15—17 лет (младший юношеский возраст) наибольшее количество статистически достоверных взаимосвязей имеют следующие элементы субъективного компонента: отношение к другим, ценности, идеалы, знание о других; объективного компонента: отношения между людьми, качества личности преподавателя, ожидания, желания других, собственная внешность, уровень материального благосостояния.

В МР ситуации сдачи экзамена у девушек на начальном этапе старшего юношеского возраста наибольшее количество статистически достоверных взаимосвязей имеют следующие элементы субъективного компонента: самоотношение; объективного компонента: возможные трудности, отношения между людьми, сложность задачи, требования вуза к уровню знаний. На следующем этапе старшего юношеского возраста — в МР субъективного компонента: отношение к ситуации, эмоциональное состояние, цели, смыслы, способности, психологическая готовность; объективного компонента: требования вуза к уровню знания. На завершающем этапе старшего юношеского возраста — в МР субъективного компонента: самоотношение, отношение к задаче, способности; объективного компонента: качества личности преподавателя, специфика дисциплины, требования преподавателя.

Структура МР ситуации сдачи экзамена у девушек 18—23 лет (старший юношеский возраст) характеризуется максимальным значением итеративности и низкими показателями дифференцированности, по сравнению с юношами того же возраста и девушками 15—17 лет (младший юношеский возраст).
При этом наибольшее значение у всех групп испытуемых имеет интегративность субъективного компонента.

Показатели интегративности повышаются от младшего юношеского возраста к начальному периоду старшего юношеского возраста с максимальным значением на завершающем этапе старшего юношеского возраста; показатели дифференцированности резко снижаются от младшего юношеского возраста к начальному периоду старшего юношеского возраста, а к концу старшего юношеского возраста постепенно увеличиваются. При этом системообразующими элементами в субъективном компоненте в младшем юношеском возрасте являются: отношение к другим, ценности, идеалы, знание о других; на начальном периоде старшего юношеского возраста: самоотношение; на следующем этапе старшего юношеского возраста: отношение к ситуации, эмоциональное состояние, цели, смыслы, способности, психологическая готовность; на завершающем этапе старшего юношеского возраста: самоотношение, отношение к задаче, способности. В объективном компоненте системообразующими элементами в младшем юношеском возрасте являются: отношения между людьми, качества личности преподавателя, ожидания, желания других, собственная внешность, уровень материального благосостояния; на начальном этапе старшего юношеского возраста: возможные трудности, отношения между людьми, сложность задачи, требования вуза к уровню знаний; на следующем этапе старшего юношеского возраста: требования вуза к уровню знания; на завершающем этапе старшего юношеского возраста: качества личности преподавателя, специфика дисциплины, требования преподавателя.

Можно предположить, что поскольку эта задача решается неоднократно, постепенно происходит поиск существенных, наиболее информативных и оптимальных связей для решения данной задачи, перестройка общей структуры взаимосвязей в МР ситуации к концу старшего юношеского возраста.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.