Использование сравнительно-психологического подхода в изучении амплификации развития детей раннего и дошкольного возраста

Автор: | 19.09.2012
Использование сравнительно-психологического подхода в изучении амплификации развития детей раннего и дошкольного возраста
Ю.В. Ефимова (Москва)

Сравнительная психология тесно связана с другими разделами психологии. Сравнительно-психологический метод может успешно использоваться для изучения множества психических процессов такими разделами психологии как общая психология, психология развития, педагогическая психология. На наш взгляд, сравнительно-психологический аспект является сейчас очень актуальным, так как он позволяет не только сравнивать психические процессы животных и человека в онтогенезе и филогенезе, но и позволяет моделировать отдельные психические процессы на животных и использование полученной модели для исследования психических процессов человека.
В проводимом нами исследовании мы применили сравнительный метод для изучения возможных способов амплификации развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Концепция амплификации (обогащения) детского развития, выдвинутая А.В. Запорожцем с сотрудниками, не только рассматривает, что ребенок должен и может усвоить, соответственно своему возрасту, но и в каких условиях, а также в процессе какой деятельности (Запорожец А.В., 1978).
Мы проводили наше исследование на базе Московского зоопарка, а также на базе дошкольных учреждений г. Москвы. В Московском зоопарке работа проводилась с орангутанами, живущими там длительное время. В детских садах нами было обследовано 60 детей, которые составляли контрольную и экспериментальную группы.
Цель: изучение и моделирование возможных способов амплификации развития детей раннего и дошкольного возраста с опорой на эмоциональный и исследовательский компоненты деятельности.
Гипотезы.
1.    Рисование с использованием зеркала является эффективным способом обогащения среды человекообразных обезьян в условиях неволи, так как позволяет обезьяне научиться с помощью человека в дальнейшем компенсировать депривированные потребности в новизне и в эмоциональном насыщения деятельности не только при помощи человека, но и самостоятельно, по мере возникновения соответствующей потребности.
2.    В качестве основ амплификации развития ребенка может выступать эмоциональное насыщение деятельности ребенка, адекватное его возрасту и законам развития.
3.    Исследовательская игра с опорой на рисунок с использованием зеркала как дополнительного обогащающегося компонента является одним из возможных средств амплификации развития ребенка за счет обогащения ведущей деятельности.
Задачи:
1.    Экспериментальное изучение возможности использования исследовательской игры с опорой рисунок с использованием зеркала для компенсация различных форм отклоня-ющегося от нормы поведения человекообразных обезьян, содержащихся в неволе.
2.    Экспериментальное изучение возможности использование исследовательской игры с опорой на рисунок с использованием зеркала как средства амплификации развития ребенка раннего и дошкольного возраста.
Методика.
Для рисования с обезьянами мы использовали мел, бумагу, которые передавали в вольеру через служителей, а также зеркало, которое ставилось вертикально рядом со стеклом вольеры. Постоянно велась видеозапись, которая в дальнейшем расшифровывалась и анализировалась
С детьми мы использовали два зеркала: одно размещается на поверхности стола горизонтально, второе зеркало располагается перпендикулярно поверхности стола, образуя с первым зеркалом прямой угол. Детям предлагалась коробка с цветными карандашами (не менее 12 цветов), белая бумага формата А4.
В исследовании принимали участие две группы: контрольная, с которой проводилась лишь констатирующий эксперимент без использования зеркала и экспериментальная, с которой проводилась предварительная контрольная констатирующая серия, экспериментальная серия с использованием зеркала в процессе рисования, а также завершающая контрольная серия.
Результаты и выводы.
Результаты исследования, проводимого на орангутанах, показали, что обезьяны проявляют заинтересованность в рисовании с использованием зеркала. Интересно, однако, отметить, что обезьяны были более заинтересованы в холодный период года, когда они содержались в помещении, чем в теплый период, когда они находились в просторной открытой вольере. Данный факт свидетельствует в пользу того, что рисование при помощи зеркала является обогащением среды и, следовательно, мотив к выполнению данной деятельности появляется только тогда, когда появляются более обедненные условия жизни (вольера внутри помещения). Было замечено, что обезьяны не только с удовольствием рассматривают себя в зеркале, но и научаются рассматривать свой собственный рисунок через зеркало, а также контролировать свои действия при помощи зеркала.
Полученные данные дали нам основание предположить, что зеркало является средством, привносящим исследовательский компонент и тем самым удовлетворяющим потребность в новизне (Ефимова Ю.В., 2004), депривированной в условиях неволи. С другой стороны обезьянам нравится рассматривать себя в зеркале. Возможность одно-временно рассматривать себя, а также контролировать свои действия при помощи зеркала, а также рассматривать результат своих действий при помощи зеркала также доставляет положительные эмоции, а, следовательно, эмоционально насыщает саму деятельность.
Основываясь на полученных на материале человекообразных обезьянах данных мы предположили, что использование зеркала в процессе рисования для детей может быть также эффективно для амплификации развития, так как обогащает саму деятельность ребенка. Все рисунки детей мы подвергли экспертному анализу и оценили в балах по восьми выделенным нами критериям: общая продолжительность рисования; разработанность, детализированность рисунка; количество действий по экспериментированию с изображением; количество попыток исследования возможных средств рисования; количество экспериментов с цветом; количество обращений к экспериментатору; освоение пространства листа.
Полученные бальные значения по каждому критерию мы подвергли анализу при помощи статистического критерия Фишера. Оказалось, что между контрольной и экспериментальной группой в завершающей контрольной серии есть различия только по трем признакам из восьми: количество действий по экспериментированию с изображением; количество попыток исследования возможных средств рисования; количество обращений к экспериментатору. Между экспериментальной группой в контрольной предварительной серии и той же группой в заключительной контрольной серии различия статистически значимы по четырем: количество действий по экспериментированию с изображением; количество попыток исследования возможных средств рисования; количество обращений к экспериментатору; количество экспериментов с цветом. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что различия наблюдаются лишь по тем признакам, которые непосредственно связаны с исследовательским и эмоциональным компонентами деятельности. Те критерии, по которым не было выявлено различий, относятся либо к индивидуальным особенностям ребенка, либо к тем навыкам, который ребенок осваивает на протяжении более длительного времени, чем длилось наше исследование на уроках рисования в детском саду, а также дома со взрослыми.
Таким образом, использование зеркала в процессе рисования обогащает игровую деятельность ребенка за счет исследовательского и эмоционального компонента этой деятельности.
Сравнительно-психологический метод в нашем исследовании являлся средством для моделирования процесса обогащения отдельного вида деятельности при помощи зеркала на человекообразных обезьянах. Полученные результаты на материале животных были затем успешно нами использованы для обогащения также при помощи зеркала детской исследовательской игры с опорой на рисунок.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.