Комплексная психолого-психофизиологическая экспертиза: актуальность и задачи.

Автор: | 02.09.2012
Комплексная психолого-психофизиологическая экспертиза: актуальность и задачи.
С.С. Шипшин (Ростов-на-Дону)
The complex psychological and psycho physiological examination: the relevance and objectives. — S.S. Shipshin (Rostov-on-Don)

Проблема оценки достоверности показаний свидетелей традиционно является одной из главных при отправлении правосудия. В целом ряде случаев решение этой проблемы требует привлечения специальных психологических знаний. С начала 20 века и до настоящего времени в рамках однородной психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз традиционно решается вопрос о том, мог ли свидетель (потерпевший либо обвиняемый) адекватно воспринимать юридически значимую информацию, запоминать ее и давать о ней правильную (адекватную) информацию в суде. Такой вывод делается на основании экспертного изучения потенциальных способностей человека к адекватному отражению явлений и событий объективной реальности, с одной стороны, и ситуалогического анализа расследуемых событий, с другой. При этом установление содержания памяти, адекватности хранящейся в ней информации реальному событию (иными словами, достоверности), к компетенции эксперта не относится.
Последние полтора десятилетия в судебно-следственную практику внедряется опрос свидетеля (иного процессуального лица) на полиграфе, в том числе и в процессуальной форме психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа. Полиграфологи в качестве предмета данной экспертизы рассматривают память, точнее ее содержание (наличие/ отсутствие в памяти информации о фактических обстоятельствах дела). При этом диагностическими признаками наличия такой информации являются изменения неспецифических психофизиологических параметров состояния подэкспертного. Это вызывает немало вопросов в теоретическом, экспертологическом и процессуальном аспектах.
В то же время начала складываться практика производства комплексных психолого-психофизиологического экспертиз психической деятельности свидетеля (обвиняемого) в юридически значимой ситуации, которая показывает взаимодополняемость результатов, получаемых психологами и полиграфологами, что повышает научную обоснованность оценки судом достоверности показаний участников процесса. Это ставит крайне актуальной задачу разработки теоретических и процессуальных принципов комплексной судебной психолого-психофизиологической экспертизы.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Нарушения пищевого поведения

Автор: | 29.12.2011


Нарушение пищевого поведения
Нарушения пищевого поведения-Кто-то, кого Вы любите или Вы страдаете от переедания?
Первоначально, человек, имеющий дело с расстройством пищевого поведения, испытывает изменения в отношении к еде и конечно же меняется его пищевое поведение.Сначала Вы можете заметить, такие признаки, как:
-Постоянная озабоченность едой…
-Одержимый сбор рецептов, поваренных книг, и меню…
-Причудливые или ритуалистические предпочтения в еде…
-Увеличенное потребление кофе, чая и специй…
-Постоянное жевание конфет или жевательных резинок…
-Обжорство…
-Эмоциональные расстройства (необъяснимые спады или подъемы настроения, грусть, тоска, скука, уныние, апатия и т.д.)
-Отсутствие сексуальных интересов
-Постоянное чувство стыда в присутствии противоположного пола
-Нарушения сна.
 Если Вы замечаете эти привычки непосредственно в Вас или в ком-то, кого Вы любите, важно обратиться за помощью как можно раньше. Поскольку это может перерасти в серьезные проблемы с здоровьем и психикой.
В борьбе с лишним весом чаще всего используются кардинальные меры, связанные с жесткими диетами, ограничениями и т.д. Однако, даже после таких героических усилий, решение проблемы излишнего веса не решает проблемы, по которой она возникла и не решает остальных проблем в жизни. В то же время, абсолютно объективно утверждение, что решение психологических проблем человека в 80% случаев решает также проблему лишнего веса.
Решение проблем, в том числе психологических, предполагает некоторую направленную активность, включающую в себя несколько компонентов, которые условно можно разделить по модулям направленности:
1. Ментальная активность – самопознание, проработка психологических проблем и овладение навыками саморегуляции.
2. Физическая активность.  Говоря о этом виде активности мы говорим о конкретных действиях, о конкретных событиях, создаваемых лично нами, по нашему желанию, просьбе или указанию, для нас и с нашим участием. То событие, которое тем или иным способом я создаю сам.
Система устранения нарушений пищевого поведения не может состоять только из одного вида активности. Следует понимать, что корень проблемы не в лишнем весе, а в причинах и последствиях его набора. Лишний вес – это не только состояние организма, а также один из признаков определенного психологического и физиологического состояния. Основное на что должны направить свои усилия и психолог и клиент – это достижение сбалансированного психологического состояния. Критерием сбалансированного психологического состояния, в свою очередь,  является не отсутствие психологических проблем, а способность с ними справляться и адекватно на них реагировать.
Самопознание, как познание себя самостоятельно без помощи со стороны если не возможно, то весьма и весьма затруднительно. Это уже не познание того, что есть, а чаще, конструирование того, чего нет. Для того, чтобы человеку увидеть, что же он есть психологически на самом деле, ему нужно зеркало. И желательно, чтобы это зеркало не было «кривым». Таким зеркалом может быть только профессионально подготовленный для этого человек, т.е. психолог. Именно психолог – профессионал, а не тот человек, который называет себя психологом. Критерии профессионализма психолога могут быть различные, но самыми главными критериями являются ощущения клиента и результаты их психотерапевтического альянса.
Всегда можно иметь множество объяснений своих проблем, можно видеть и практически иметь множество препятствий к их решению, можно обвинить всех окружающих в противодействии Твоим начинаниям, но ни в коем случае нельзя останавливаться и опускать руки. Надо знать и помнить, что «дорогу осилит идущий». Необходимо всегда помнить, что каждый день надо сделать хоть что-нибудь, самое маленькое в направлении своей мечты, для реализации своих усилий. Такой настрой позволяет увидеть те мельчайшие возможности, которые предоставляет нам жизнь, те возможности которые важно не пропустить. Большинство людей, до определенного момента, в реализации своих целей и амбиций не видят ничего несбыточного. Они смело желают и делают все, чтобы получить это желаемое. Но когда наступает этот «определенный момент» все может измениться. Что же это за момент такой. Это событие или цепь событий, когда человек получает удары от жизни. Это может произойти в любом возрасте, и в раннем детстве и в старости. После этого можно подняться и пойти дальше, став сильнее и мудрее; можно спрятаться в своей, придуманной для себя реальности; можно упасть на самый низ и не желать подняться; можно смириться и взбунтоваться и т.д. и т.п. Способов и вариантов реагирования или «нереагирования» большое множество., но самое важное в этот момент, чтобы человек проявил самодетерминирующую активность, направленную на преодоление травмирующего состояния. Если это, по каким-то причинам, не случилось, то человеку нужна помощь специалиста. Бывает так, что человек что-то делает, но у него не получается. В этот момент его надо научить, или если точнее помочь научиться.
В то же время, следует учитывать, что излишняя обеспокоенность своими недостатками, не препятствующими социальному и межличностному функционированию, свидетельствует скорее не о важности и значимости указанных недостатков, а о непринятии себя, не любви к себе, и о чувстве вины, за которые, как правило, человек себя «наказывает». Отсюда и псевдо значимость мнения  окружающих, которое человеку значимо не как сравнительный критерий, не как средство познания окружающего мира,  отношений, людей и себя, а как повод для самобичевания или для отказа от социального и межличностного взаимодействия. В этом случае поведение,  направленное на поиск одобрения или избегание упреков, зачастую выступает неким замещением принятия себя, этаким переносом ответственности за это принятие на окружающих.
Один из феноменов человеческой психологии состоит в том, что большинство из нас имеет убеждение, что в любой момент можно «упасть» так, что «подняться» потом будет практически невозможно. Это убеждение люди склонны переносить практически на все сферы жизни. Данное убеждение позволяет человеку оставаться пассивным, в тот момент, когда жизнь от него требует конкретных активных действий. Данной убеждение в той или иной форме служит поводом к бездеятельности и ее последующему оправданию. Однако, в большинстве случаев, при внимательном рассмотрении подобных убеждений, относительно конкретного человека, вскрывается несостоятельность поддерживающих его установок. Если у человека имеется психологическая проблема, значит, он сам не видит ее причины и способы их устранения. Первый, а в большинстве случаев и единственный шаг, на пути решения психологической проблемы это адекватное ее восприятие и понимание. Это позволяет ее видеть «как она есть на самом деле», а не так «как я ее вижу и ощущаю» или «как о ней мне говорят».  Детство человека, а точнее вся его жизнь состоит из событий, положительно или отрицательно подкрепленных, системы оценок, поощрений и наказаний. На каком-то этапе жизни это имеет глубокий смысл воспитания и тренировки в человеке возможности адаптации и выживания в мире людей. Но на определенном этапе, эта система оценок, подкреплений, достижений, неудач, вины и т.д. превращается в незримую, тонкую, но очень прочную «паутинку», в неких психический конструкт, обусловливающий наше поведение, а зачастую и управляющий им.  На раннем этапе данный конструкт, включающий в себя в большей части, привнесенные извне правила, установки, оценки, убеждения и долженствования, помогает нам выжить,  автоматизируя психологические реакции в соответствии с требованиями среды. Но с наступлением некоторых возрастных периодов, если не осознать и не проработать содержание этой структуры через призму своего личного жизненного опыта, своих умений есть риск запутаться в этой паутине, поскольку ее содержание может породить серьезные внутренние конфликты, запускающие, в том числе и механизм набора избыточного веса или его вредного снижения.
      Человек решающий проблему лишнего веса на протяжение более или менее длительного периода времени в большинстве прекрасно знает, что надо делать на уровне действий, для того чтобы вес снижался или не рос. Однако в силу различных причин человек этого не делает. Неуспешные попытки в этом направлении являются лишь имитацией активной деятельности по коррекции веса, способствующей усугублению проблемы, создают убеждение невозможности изменения пищевого поведения и почву для дальнейшего нанесения себе вреда.
    Границы своих возможностей человек устанавливает для себя сам и не всегда видение человеком этих границ соответствует их объективным координатам. Для этого конечно есть «веские» причины. Но не всегда ясно откуда эти причины взялись, кто как и зачем нам позволил эти ограничения принять. И следом встает вопрос: Что будет если эти границы раздвинуть?
      Проблема избыточно веса в большинстве случаев имеет психосоматический характер, т.е. возникает и существует в силу имеющихся психологических проблем. Решая психологические проблемы, мы можем решить проблему пищевого поведения.
Человек решивший изменить свое пищевое поведение, должен, прежде всего,  понимать,  что это его пищевое поведение, он его – свое поведение – хочет изменить, и оно «поведение» в данном его аспекте и проявления будет другим.
Это можно сделать двумя путями:
      1. Приказать себе и изменить усилием воли, сделать голодовку, сесть на диету, т.е. совершить подвиг, который, со временем, скорее всего, выйдет другой проблемой, необязательно связанной с весом, и может быть гораздо худшей, чем лишний вес.
     2. Если подвига не получилось, то, к этому делу, придется подойти обычным человеческим способом, который нам позволяет в чем-то добиваться успеха или достигать что-то трудное. Этот способ – каждодневные шаги, то меньшие то большие, но направленные к нашей цели. И в том случае, когда не знаешь что надо делать и как, необходимо воспользоваться помощью специалиста.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.