Ментальная репрезентация ситуации сдачи экзамена в юношеском возрасте

Автор: | 19.09.2012
Ментальная репрезентация ситуации сдачи экзамена в юношеском возрасте
А.Э. Цымбалюк (Ярославль)

Понятие ментальной репрезентации является центральным для когнитивной психологии, тем не менее, авторы, занимающиеся разработкой данной проблемы, отмечают многозначность в понимании этого термина и оторванность исследований от контекста жизненного пути личности. Вместе с тем жизненные ситуации рассматриваются в рамках социальной психологии, проблемы преодоления трудных жизненных ситуаций, с позиций событийного подхода и т. д., но отсутствует достаточно четкое определение специфики жизненных ситуаций, оценка их значимости в юношеском возрасте. Наша работа сосредоточена на разработке и уточнении этих понятий и проведении эмпирического исследования по данной проблеме.
На основе теоретического анализа теорий зарубежных и отечественных авторов под ментальной репрезентацией мы понимаем психический информационный комплекс, в котором представлены субъективные и объективные условия деятельности; под жизненной ситуацией мы будем понимать совокупность субъективных и объективных факторов, детерминирующих поведение человека при решении определенной жизненной задачи.
Объектом нашего исследования являются девушки 18—23 лет (старший юношеский возраст). Предметом — ментальная репрезентация жизненных ситуаций в юношеском возрасте.
На основе результатов первого этапа эмпирического исследования нами были уточнены значимые жизненные задачи в юношеском возрасте: задачи, связанные с учебной деятельностью (поступление в вуз, сдача экзамена), семейной сферой (создание семьи, рождение ребенка), профессиональной деятельностью (устройство на работу).
На основе теоретического анализа были выделены, а в результате эмпирического исследования уточнены компоненты (субъективный и объективный) и элементы (общие и специфические для каждой задачи) жизненной ситуации. Методика изучения ментальной репрезентации жизненной ситуации заключается в том, что испытуемым предлагается определить значимые параметры, которые они учитывают на каждом этапе решения жизненной задачи, и оценить степень их значимости по 7-балльной шкале (методика прошла апробацию и экспертную оценку).
В нашей статье мы более подробно остановимся на результатах исследования, касающихся ментальной репрезентации (МР) ситуации сдачи экзамена.
Обращаясь к анализу содержания МР ситуации сдачи экзамена, отметим следующее. Девушки 18—23 лет (старший юношеский возраст) при сдаче экзамена ориентируются в первую очередь на специальные знания, необходимые для решения данной задачи, способности, собственное психологическое состояние, учитывая при этом время, отведенное для подготовки, наличие средств подготовки, а также специфику дисциплины. Юноши учитывают в первую очередь специальные знания, необходимые при решении данной задачи, собственные способности, а также специфику дисциплины. Девушки 15—17 лет (младший юношеский возраст) при сдаче экзамена ориентируются на специальные знания, необходимые для решения данной задачи, способности, желание решить данную задачу, собственные цели, смыслы, психологическую готовность и эмоциональное состояние, учитывая при этом специфику дисциплины и требования вуза к уровню знаний. При этом можно говорить о высокой согласованности оценок данных элементов, что свидетельствует о их несомненной значимости для испытуемых в МР ситуации.
Существуют значимые отличия МР ситуации у девушек 18—23 лет и юношей 18— 23 лет (старший юношеский возраст) объективного компонента: сложность задачи (p<0,01), время подготовки (p<0,001). Следовательно, при решении задачи сдать экзамен девушки в большей степени, чем юноши учитывают сложность самой задачи, а также время, отведенное для подготовки.
Существуют значимые отличия МР ситуации в зависимости от возраста. Существуют значимые отличия МР субъективного компонента ситуации у девушек 15—17 лет и 18— 23 лет (младший юношеский возраст и старший юношеский возраст) в: ценности, идеалы (p<0,01), учебные интересы (p<0,05), цели, смыслы (p<0,05), отношение к преподавателю (p<0,05); объективного компонента: уровень материального благосостояния (p<0,01), физическое состояние (p<0,05), требования преподавателя (p<0,05). Таким образом, девушки 18—23 лет (старший юношеский возраст) в меньшей степени ориентируются на учебные интересы, цели, смыслы, ценности, идеалы, отношение к преподавателю, собственной физическое состояние, а также уровень материального благосостояния, но в большей степени учитывают требования преподавателя, чем девушки 15—17 лет (младший юношеский возраст).
Существуют значимые отличия МР субъективного компонента ситуации сдачи экзамена у девушек между начальным периодом и завершающим периодом старшего юношеского возраста по элементам знание о другом человеке (преподавателе) (p<0,05), отношение к другому человеку (преподавателю) (p<0,05). Таким образом, девушки на начальном периоде старшего юношеского возраста при решении задачи сдать экзамен в большей степени учитывают свое отношение к преподавателю и знание о нем.
Обращаясь к анализу структуры МР ситуации, можно отметить следующее. В МР ситуации сдачи экзамена у девушек 18—23 лет (старший юношеский возраст) наибольшее количество статистически достоверных взаимосвязей имеют следующие элементы субъективного компонента ситуации: самоотношение, способности, собственные цели, смыслы, качества личности, отношение к задаче, эмоциональное состояние, психологическая готовность; объективного компонента: отношения между людьми, возможные трудности, требования вуза к уровню знаний, специфика дисциплины, требования преподавателя, качества личности преподавателя.
В МР ситуации у юношей 18—23 лет (старший юношеский возраст) наибольшее количество статистически достоверных взаимосвязей имеют следующие элементы субъективного компонента: отношение к ситуации, самоотношение, отношение к преподавателю, учебные интересы, ценности, идеалы; в объективном компоненте: требования преподавателя, сложность задачи, время, отведенное для подготовки.
В МР ситуации у девушек 15—17 лет (младший юношеский возраст) наибольшее количество статистически достоверных взаимосвязей имеют следующие элементы субъективного компонента: отношение к другим, ценности, идеалы, знание о других; объективного компонента: отношения между людьми, качества личности преподавателя, ожидания, желания других, собственная внешность, уровень материального благосостояния.
В МР ситуации сдачи экзамена у девушек на начальном этапе старшего юношеского возраста наибольшее количество статистически достоверных взаимосвязей имеют следующие элементы субъективного компонента: самоотношение; объективного компонента: возможные трудности, отношения между людьми, сложность задачи, требования вуза к уровню знаний. На следующем этапе старшего юношеского возраста — в МР субъективного компонента: отношение к ситуации, эмоциональное состояние, цели, смыслы, способности, психологическая готовность; объективного компонента: требования вуза к уровню знания. На завершающем этапе старшего юношеского возраста — в МР субъективного компонента: самоотношение, отношение к задаче, способности; объективного компонента: качества личности преподавателя, специфика дисциплины, требования преподавателя.
Структура МР ситуации сдачи экзамена у девушек 18—23 лет (старший юношеский возраст) характеризуется максимальным значением итеративности и низкими показателями дифференцированности, по сравнению с юношами того же возраста и девушками 15—17 лет (младший юношеский возраст).
При этом наибольшее значение у всех групп испытуемых имеет интегративность субъективного компонента.
Показатели интегративности повышаются от младшего юношеского возраста к начальному периоду старшего юношеского возраста с максимальным значением на завершающем этапе старшего юношеского возраста; показатели дифференцированности резко снижаются от младшего юношеского возраста к начальному периоду старшего юношеского возраста, а к концу старшего юношеского возраста постепенно увеличиваются. При этом системообразующими элементами в субъективном компоненте в младшем юношеском возрасте являются: отношение к другим, ценности, идеалы, знание о других; на начальном периоде старшего юношеского возраста: самоотношение; на следующем этапе старшего юношеского возраста: отношение к ситуации, эмоциональное состояние, цели, смыслы, способности, психологическая готовность; на завершающем этапе старшего юношеского возраста: самоотношение, отношение к задаче, способности. В объективном компоненте системообразующими элементами в младшем юношеском возрасте являются: отношения между людьми, качества личности преподавателя, ожидания, желания других, собственная внешность, уровень материального благосостояния; на начальном этапе старшего юношеского возраста: возможные трудности, отношения между людьми, сложность задачи, требования вуза к уровню знаний; на следующем этапе старшего юношеского возраста: требования вуза к уровню знания; на завершающем этапе старшего юношеского возраста: качества личности преподавателя, специфика дисциплины, требования преподавателя.
Можно предположить, что поскольку эта задача решается неоднократно, постепенно происходит поиск существенных, наиболее информативных и оптимальных связей для решения данной задачи, перестройка общей структуры взаимосвязей в МР ситуации к концу старшего юношеского возраста.

Благотворительные фонды и сайты помощи на Благотворительном форуме “Помощь ради жизни”.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Судебно-психологическая экспертиза материалов экстремистского содержания

Автор: | 02.09.2012
Судебно-психологическая экспертиза материалов экстремистского содержания
А.В. Ермолин (Вятка)
Judicial-psychological examination of materials of the extremist content — A.V. Yermolin (Vyatka)

В современных условиях нарастания экстремистских проявлений в обществе особое значение приобретает квалифицированная психологическая оценка степени мотивационной готовности лица, воспринимающего экстремистский посыл в визуальной и аудиальной формах, к активным социально деструктивным действиям и поступкам. Как правило, данная оценка даётся экспертом-психологом в процессе комплексного психолого-лингвистического исследования по постановлению следователя, либо судьи при ответе на вопрос о наличии в представленных на экспертизу материалах признаков экстремизма. Разработанная нами методология экспертного исследования позволяет выявить степень экстремистской интенциональности материалов с обязательным выявлением характера эмоций, порождаемых текстом.
Таким образом, юридическое сообщество получает относительно точную гипотетическую модель мотивации объекта воздействия материалов экстремистского содержания. Основные признаки психологического воздействия текста экстремистского содержания: 1. Фиксация внимания на ясно выделенных субъективно-значимых связях, отношениях, оценках объекта воздействия с обязательным предъявлением шокирующей непроверяемой статистики, то есть использование суггестивного приёма передачи негативной информации низкой точности (ИНТ). 2. Псевдологическое убеждение – изложение в определенной последовательности артефактов, объяснения взаимосвязи между ними, выводов, которые следуют из перечня данных артефактов, направленное на повышение уровня эмоционального напряжения, раздражения, досады, злости, гнева, ненависти и т.д. 3. Безапелляционное построение психологически однозначного, абсолютно негативного образа действительности. Внимание объекта фиксируется на наиболее значимых социально-психологических ключевых объектах, ценностях, параметрах ситуации, используется маркировка ситуаций эмоционально однозначно депрессивно-окрашенными элементами, с целью актуализации требуемой установки безысходности, социального пессимизма и генерализации эмоционального-волевого компонента агрессии на предлагаемый источник данного положения. 4. Неоднократное повторение тезиса о необходимости объединения в особую целевую группу на базе внушённого комплекса самозащиты, страха и ненависти к гипотетически враждебной социальной группе, либо индивиду.
Заказать экспертное исследование можно по телефону 8(926)624-83-04.
Экспертное исследование позволяет выявить возможные психогенные нарушения объекта экстремистского воздействия, которые могут выражаться в ксенофобии, нетерпимости, готовности к насильственным действиям, взрывной агрессивности, немотивированной жестокости, дискриминационном социальном поведении, тем самым определить степень вины субъекта воздействия в соответствии со ст.280, 282 УК РФ.
Дополнительные материалы по теме судебно-психологическая экспертиза материалов содержащих признаки экстремизма

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Комплексная психолого-психофизиологическая экспертиза: актуальность и задачи.

Автор: | 02.09.2012
Комплексная психолого-психофизиологическая экспертиза: актуальность и задачи.
С.С. Шипшин (Ростов-на-Дону)
The complex psychological and psycho physiological examination: the relevance and objectives. — S.S. Shipshin (Rostov-on-Don)

Проблема оценки достоверности показаний свидетелей традиционно является одной из главных при отправлении правосудия. В целом ряде случаев решение этой проблемы требует привлечения специальных психологических знаний. С начала 20 века и до настоящего времени в рамках однородной психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз традиционно решается вопрос о том, мог ли свидетель (потерпевший либо обвиняемый) адекватно воспринимать юридически значимую информацию, запоминать ее и давать о ней правильную (адекватную) информацию в суде. Такой вывод делается на основании экспертного изучения потенциальных способностей человека к адекватному отражению явлений и событий объективной реальности, с одной стороны, и ситуалогического анализа расследуемых событий, с другой. При этом установление содержания памяти, адекватности хранящейся в ней информации реальному событию (иными словами, достоверности), к компетенции эксперта не относится.
Последние полтора десятилетия в судебно-следственную практику внедряется опрос свидетеля (иного процессуального лица) на полиграфе, в том числе и в процессуальной форме психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа. Полиграфологи в качестве предмета данной экспертизы рассматривают память, точнее ее содержание (наличие/ отсутствие в памяти информации о фактических обстоятельствах дела). При этом диагностическими признаками наличия такой информации являются изменения неспецифических психофизиологических параметров состояния подэкспертного. Это вызывает немало вопросов в теоретическом, экспертологическом и процессуальном аспектах.
В то же время начала складываться практика производства комплексных психолого-психофизиологического экспертиз психической деятельности свидетеля (обвиняемого) в юридически значимой ситуации, которая показывает взаимодополняемость результатов, получаемых психологами и полиграфологами, что повышает научную обоснованность оценки судом достоверности показаний участников процесса. Это ставит крайне актуальной задачу разработки теоретических и процессуальных принципов комплексной судебной психолого-психофизиологической экспертизы.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Нарушения пищевого поведения

Автор: | 29.12.2011


Нарушение пищевого поведения
Нарушения пищевого поведения-Кто-то, кого Вы любите или Вы страдаете от переедания?
Первоначально, человек, имеющий дело с расстройством пищевого поведения, испытывает изменения в отношении к еде и конечно же меняется его пищевое поведение.Сначала Вы можете заметить, такие признаки, как:
-Постоянная озабоченность едой…
-Одержимый сбор рецептов, поваренных книг, и меню…
-Причудливые или ритуалистические предпочтения в еде…
-Увеличенное потребление кофе, чая и специй…
-Постоянное жевание конфет или жевательных резинок…
-Обжорство…
-Эмоциональные расстройства (необъяснимые спады или подъемы настроения, грусть, тоска, скука, уныние, апатия и т.д.)
-Отсутствие сексуальных интересов
-Постоянное чувство стыда в присутствии противоположного пола
-Нарушения сна.
 Если Вы замечаете эти привычки непосредственно в Вас или в ком-то, кого Вы любите, важно обратиться за помощью как можно раньше. Поскольку это может перерасти в серьезные проблемы с здоровьем и психикой.
В борьбе с лишним весом чаще всего используются кардинальные меры, связанные с жесткими диетами, ограничениями и т.д. Однако, даже после таких героических усилий, решение проблемы излишнего веса не решает проблемы, по которой она возникла и не решает остальных проблем в жизни. В то же время, абсолютно объективно утверждение, что решение психологических проблем человека в 80% случаев решает также проблему лишнего веса.
Решение проблем, в том числе психологических, предполагает некоторую направленную активность, включающую в себя несколько компонентов, которые условно можно разделить по модулям направленности:
1. Ментальная активность – самопознание, проработка психологических проблем и овладение навыками саморегуляции.
2. Физическая активность.  Говоря о этом виде активности мы говорим о конкретных действиях, о конкретных событиях, создаваемых лично нами, по нашему желанию, просьбе или указанию, для нас и с нашим участием. То событие, которое тем или иным способом я создаю сам.
Система устранения нарушений пищевого поведения не может состоять только из одного вида активности. Следует понимать, что корень проблемы не в лишнем весе, а в причинах и последствиях его набора. Лишний вес – это не только состояние организма, а также один из признаков определенного психологического и физиологического состояния. Основное на что должны направить свои усилия и психолог и клиент – это достижение сбалансированного психологического состояния. Критерием сбалансированного психологического состояния, в свою очередь,  является не отсутствие психологических проблем, а способность с ними справляться и адекватно на них реагировать.
Самопознание, как познание себя самостоятельно без помощи со стороны если не возможно, то весьма и весьма затруднительно. Это уже не познание того, что есть, а чаще, конструирование того, чего нет. Для того, чтобы человеку увидеть, что же он есть психологически на самом деле, ему нужно зеркало. И желательно, чтобы это зеркало не было «кривым». Таким зеркалом может быть только профессионально подготовленный для этого человек, т.е. психолог. Именно психолог – профессионал, а не тот человек, который называет себя психологом. Критерии профессионализма психолога могут быть различные, но самыми главными критериями являются ощущения клиента и результаты их психотерапевтического альянса.
Всегда можно иметь множество объяснений своих проблем, можно видеть и практически иметь множество препятствий к их решению, можно обвинить всех окружающих в противодействии Твоим начинаниям, но ни в коем случае нельзя останавливаться и опускать руки. Надо знать и помнить, что «дорогу осилит идущий». Необходимо всегда помнить, что каждый день надо сделать хоть что-нибудь, самое маленькое в направлении своей мечты, для реализации своих усилий. Такой настрой позволяет увидеть те мельчайшие возможности, которые предоставляет нам жизнь, те возможности которые важно не пропустить. Большинство людей, до определенного момента, в реализации своих целей и амбиций не видят ничего несбыточного. Они смело желают и делают все, чтобы получить это желаемое. Но когда наступает этот «определенный момент» все может измениться. Что же это за момент такой. Это событие или цепь событий, когда человек получает удары от жизни. Это может произойти в любом возрасте, и в раннем детстве и в старости. После этого можно подняться и пойти дальше, став сильнее и мудрее; можно спрятаться в своей, придуманной для себя реальности; можно упасть на самый низ и не желать подняться; можно смириться и взбунтоваться и т.д. и т.п. Способов и вариантов реагирования или «нереагирования» большое множество., но самое важное в этот момент, чтобы человек проявил самодетерминирующую активность, направленную на преодоление травмирующего состояния. Если это, по каким-то причинам, не случилось, то человеку нужна помощь специалиста. Бывает так, что человек что-то делает, но у него не получается. В этот момент его надо научить, или если точнее помочь научиться.
В то же время, следует учитывать, что излишняя обеспокоенность своими недостатками, не препятствующими социальному и межличностному функционированию, свидетельствует скорее не о важности и значимости указанных недостатков, а о непринятии себя, не любви к себе, и о чувстве вины, за которые, как правило, человек себя «наказывает». Отсюда и псевдо значимость мнения  окружающих, которое человеку значимо не как сравнительный критерий, не как средство познания окружающего мира,  отношений, людей и себя, а как повод для самобичевания или для отказа от социального и межличностного взаимодействия. В этом случае поведение,  направленное на поиск одобрения или избегание упреков, зачастую выступает неким замещением принятия себя, этаким переносом ответственности за это принятие на окружающих.
Один из феноменов человеческой психологии состоит в том, что большинство из нас имеет убеждение, что в любой момент можно «упасть» так, что «подняться» потом будет практически невозможно. Это убеждение люди склонны переносить практически на все сферы жизни. Данное убеждение позволяет человеку оставаться пассивным, в тот момент, когда жизнь от него требует конкретных активных действий. Данной убеждение в той или иной форме служит поводом к бездеятельности и ее последующему оправданию. Однако, в большинстве случаев, при внимательном рассмотрении подобных убеждений, относительно конкретного человека, вскрывается несостоятельность поддерживающих его установок. Если у человека имеется психологическая проблема, значит, он сам не видит ее причины и способы их устранения. Первый, а в большинстве случаев и единственный шаг, на пути решения психологической проблемы это адекватное ее восприятие и понимание. Это позволяет ее видеть «как она есть на самом деле», а не так «как я ее вижу и ощущаю» или «как о ней мне говорят».  Детство человека, а точнее вся его жизнь состоит из событий, положительно или отрицательно подкрепленных, системы оценок, поощрений и наказаний. На каком-то этапе жизни это имеет глубокий смысл воспитания и тренировки в человеке возможности адаптации и выживания в мире людей. Но на определенном этапе, эта система оценок, подкреплений, достижений, неудач, вины и т.д. превращается в незримую, тонкую, но очень прочную «паутинку», в неких психический конструкт, обусловливающий наше поведение, а зачастую и управляющий им.  На раннем этапе данный конструкт, включающий в себя в большей части, привнесенные извне правила, установки, оценки, убеждения и долженствования, помогает нам выжить,  автоматизируя психологические реакции в соответствии с требованиями среды. Но с наступлением некоторых возрастных периодов, если не осознать и не проработать содержание этой структуры через призму своего личного жизненного опыта, своих умений есть риск запутаться в этой паутине, поскольку ее содержание может породить серьезные внутренние конфликты, запускающие, в том числе и механизм набора избыточного веса или его вредного снижения.
      Человек решающий проблему лишнего веса на протяжение более или менее длительного периода времени в большинстве прекрасно знает, что надо делать на уровне действий, для того чтобы вес снижался или не рос. Однако в силу различных причин человек этого не делает. Неуспешные попытки в этом направлении являются лишь имитацией активной деятельности по коррекции веса, способствующей усугублению проблемы, создают убеждение невозможности изменения пищевого поведения и почву для дальнейшего нанесения себе вреда.
    Границы своих возможностей человек устанавливает для себя сам и не всегда видение человеком этих границ соответствует их объективным координатам. Для этого конечно есть «веские» причины. Но не всегда ясно откуда эти причины взялись, кто как и зачем нам позволил эти ограничения принять. И следом встает вопрос: Что будет если эти границы раздвинуть?
      Проблема избыточно веса в большинстве случаев имеет психосоматический характер, т.е. возникает и существует в силу имеющихся психологических проблем. Решая психологические проблемы, мы можем решить проблему пищевого поведения.
Человек решивший изменить свое пищевое поведение, должен, прежде всего,  понимать,  что это его пищевое поведение, он его – свое поведение – хочет изменить, и оно «поведение» в данном его аспекте и проявления будет другим.
Это можно сделать двумя путями:
      1. Приказать себе и изменить усилием воли, сделать голодовку, сесть на диету, т.е. совершить подвиг, который, со временем, скорее всего, выйдет другой проблемой, необязательно связанной с весом, и может быть гораздо худшей, чем лишний вес.
     2. Если подвига не получилось, то, к этому делу, придется подойти обычным человеческим способом, который нам позволяет в чем-то добиваться успеха или достигать что-то трудное. Этот способ – каждодневные шаги, то меньшие то большие, но направленные к нашей цели. И в том случае, когда не знаешь что надо делать и как, необходимо воспользоваться помощью специалиста.

Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.