Несколько обликов наших лиц. Который из них Я?

Автор: | 23.10.2011
маска тутанхамонаНесколько обликов наших лиц. Который из них Я?
Любой кто участвовал в карнавале или в костюмированном представлении прекрасно знает как действует на человека и на его окружение маска, которую он одевает, и тем сильнее действие, чем более полон карнавальный костюм и чем больше наложено гримма.
Выбирая костюмы и маски Вы можете чувствовать себя как угодно.
Участвуя в карнавле и спрятавшись за карнавальным убранством Вы можете вести себя как сумашедший, можете быть королем или рабом, судьей или преступником, героем или негодяем.
Фактически одевая карнавальную маску Вы можете снять те социальные маски, которые носите каждый день, выполняя свои обязанности и играя свои социальные роли.
Одевание масок существует в культуре людей несколько тысяч лет. Ритуальные пляски, танцы или обряды с использованием масок позволяли людям обеспечить подход к выполнению важных социально-религиозных и культовых функций.
Однако теперь, в современном цивилизованном обществе, когда, как анахронизм отпали многие традиции и ритуалы, и мы перестали одевать ритуальные маски, потребность в них у нас осталась.
И эти маски сейчас приклеены к лицам многих людей, которые ложась спать и просыпаясь, переходя от одного дела к другому забывают снимать и менять свои маски, которые со временем приклеиваются к нашим лицам. С доисторических времен, по всему миру, были распространены традиции ношения масок. Они выполняли множество функций.
Неизменяемость конкретных ритуальных масок в доисторические времена помогали первобытным племенам, в периоды кризисов и опасности, испытывать иллюзию стабильности. Эти маски и ритуалы выступали символами преемственности. Одевание маски предполагало трансформацию духа ее носителя.
При одевании маски какого-либо древнего божества предполагалось, что оно вселяется в человека одевшего эту маску. В периоды смены власти путем ритуалов и масок передавался смысл и цели этих перемен.
Одевание маски помогало обрести и психологическую защиту, чтобы скрыть свои слабости или показать свою силу.
И, конечно же, маски применялись не только для символического использования. Они также служили простыми и  функциональными головными уборами, предназначенными для защиты лица и устрашения противника.
Целевые маски по-прежнему пользуются широкой популярностью и сейчас. Шлемы мотоциклистов, каски военных, маски хоккейных вратарей и сварщиков, маски врачей, призваны не только защить их владельцев, но также и обозначить их социальную роль и профессиональную принадлежность.
Но если надевание маски для древних людей в большей степени являлось способом выражения себя, способом выпустить свои чувства, способом расширения спектра своего проявления, то в современном мире надевание социальных масок является, в большей степени, способом спрятать себя, зачастую даже спрятаться от себя.
В настоящее время ношение ритуальных масок практически полностью изчесло в развитых странах мира. Данный феномен человеческой культуры остался применим только при карнавалах и костюмированных праздниках. Но необходимость ношения масок все же осталась. Люди стали более изощренны в скрытии своих слабостей.
Маски отчужденности, цинизма, величия и агрессии мы можем наблюдать повсюду, за ними могут прятаться совсем другие люди. Зачастую люди не понимают, что древние времена ушли и современность позволяет человеку быть настоящим, проявлять себя истинным. Но привычка носить маски, зачастую очень сильна, и в крайних своих проявлениях может сделать маску частью личности человека.
Иногда нам необходимы маски для исполнения социальных ролей. Иногда бывает так, что этих масок у нас великое множество. Иногда бывает так, что мы не можем разобраться где у нас маска, а где настоящее наше лицо, где правда, а где мистификация. Постоянное ношение масок дает иллюзию, что Вы управляете собой, что Вы держите свои страхи под контролем.
Но социальные маски когда то перестают соответствовать новым ролям и в этот момент в жизни человека происходит психологический кризис, и возможен даже срыв. Использование социальных масок должно быть рациональным, контролируемым и осознанным процессом.
В противном случае они превращаются из необходимого атрибута роли в инвалидную коляску для здорового человека, который ограничивает свои возможности, едет в инвалидном кресле, забывая что может ходить ногами.
В этом смысле интересно вспомнить персонаж Джима Керри в фильме “Маска”. Там хорошо проиллюстрировано как используется сила маски. Эта сила позволяет человеку превратиться в кого-то могущественного и сильного. Легко одеть эту маску и именно она становтся источником силы и уверенности героев фильма. Но власть и сила человека, на самом деле, внутри него.  Одевая маски можно забыть об этом.
Отношения между людьми в рамках социальных ролей, с одетыми социальными масками, это совесем другая реальность, причем очень далекая от истины. Не следует забывать это и терять свою личностную идентичность. Маски могут защищать нас, могут скрывать нас от недругов, могут служить средством устрашения или обмана других людей. Но они также могут быть и средством обмана себя.
Постоянная необходимость скрывать свою истинную сущность психологически изнуряет человека и со временем не очень положительно отражается на нашей психике и наших отношениях. Это не значит, что человек должен быть как открытая книга. Нет. Но мы должны быть осторожны, чтобы не позволить нашим маскам и ролям заменить наше лицо настолько, чтобы мы уже не смогли разглядеть или принять его.
Перед самими собой мы должны быть честны и избавлены от притворства и лицедейства. Мы должны понимать, что наша сила внутри нас, а не в масках которые мы носим.
Раздел:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.